ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ

Сегодня, в день смерти Александра Сергеевича Пушкина, в Святогорском монастыре состоится Лития. Среди тех, кто придет к могиле поэта, будут и участники ХI Всероссийского пушкинского театрального фестиваля.

Когда впервые этот смотр состоялся - а это было накануне 200-летия со дня рождения Пушкина,- никто не предполагал, что ему суждена долгая жизнь: вот пройдет, полагали, юбилей, и фестиваль тихо исчезнет, ибо где же взять столько пушкинских спектаклей?.. Может быть, этот фестиваль и приказал бы долго жить, если бы не проходил он в Пскове, где все дышит памятью о Пушкине. Театральный смотр органично вписался в культурный контекст города, его поддерживают жители и местные власти, как бы это материально ни было тяжело (те средства, которые выделяются Министерством культуры и Союзом театральных деятелей, столь невелики, что их стараются не называть). Несомненным лидером фестивального движения стал народный артист России Владимир Рецептер, художественный руководитель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. В течение 11 лет он показывает свои спектакли в Пскове, привозит сюда видных мастеров сцены, литературоведов и критиков, а в этом году даже рискнул представить на суд псковичей работу своих студентов в постановке "Два романа".
На этот фестиваль едут не за гонорарами и призами, а ради того, чтобы побывать на пушкинской земле, пообщаться друг с другом, послушать известных пушкиноведов Валентина Непомнящего, Станислава Рассадина, Валентина Курбатова, Сергея Фомичева, Вячеслава Кошелева. Здесь во время обсуждения спектаклей нередко разгораются жаркие споры, но вот что удивительно - за прошедшие годы я не встретила ни одного режиссера, который после критического разбора его спектакля оскорбленно сказал бы: "Сюда я больше не ездок!" Участников фестиваля вовсе не смущает, что им приходится выступать на небольшой, плохо оборудованной сцене, где порой не помещаются декорации, не говоря уж об оперных спектаклях, когда оркестр вынужден располагаться прямо в зрительном зале.
Так, на открытии нынешнего фестиваля БДТ имени Товстоногова представил сцены из "Бориса Годунова" вообще без оформления - так сказать, на трех стульях, а исполнители главных ролей Валерий Ивченко (Борис Годунов), Кирилл Лавров (Пимен) и Иван Стависский (Самозванец) были одеты в черные концертные костюмы. Но при этом они достигали такой степени внутреннего перевоплощения, что зритель им верил безоговорочно. Кирилл Лавров сказал после спектакля: "Я никогда прежде не предполагал, что можно в такой аскетической обстановке играть "Бориса Годунова" и воздействовать на публику только словом и живым переживанием, без всяких художественно-оформительских украшательств".
На фестивале Леонид Мозговой, известный по фильмам Александра Сокурова "Молох" и "Телец", показал свой новый моноспектакль "Моцарт и Сальери" в постановке Сокурова, до этого никогда не работавшего в театре. Это было удивительное зрелище: актер не просто попеременно изображал Моцарта и Сальери, но мыслил и страдал в их обличье, пытаясь понять: неужели действительно "гений и злодейство - две вещи несовместные"? После премьеры Рецептер сказал, что Мозговой воплотил "пушкинскую скорость мысли".
Впервые на фестиваль приехали коллективы из стран Балтии - после длительного периода охлаждения к русской классике там начали ставить Пушкина. Отличные миниатюрные спектакли показали таллинский "Салон-театр" - "Евгения Онегина" и рижский театр "Реверанс" - "Барышню-крестьянку". Мне было жаль, что московский музыкальный театр "На Басманной" под руководством Жанны Тертерян, представивший мюзикл "Леди Акулина" по той же повести "Барышня-крестьянка", явно уступал рижанам - настолько он был эклектичен, безвкусен и просто - профессионально беспомощен. А вот спектакль "Евгений Онегин" в постановке молодежного новгородского театра с вызывающим названием "Малый" порадовал свежестью прочтения классического произведения, интересной актерской игрой.
Сегодня часто говорят, что время энтузиастов будто бы прошло и в театрах думают только о том, как бы подороже продать свой "товар". Псковский фестиваль показал, что это не совсем так. Здесь собираются бескорыстные люди, думающие о будущем нашей культуры, для которых Пушкин - и впрямь "наше все".