ОКОНФУЗИЛИСЬ В МИНСКЕ

Победу, естественно, присудили Андрееву, Россия повела в матче 1:0, и даже проигрыш нашего

Победу, естественно, присудили Андрееву, Россия повела в матче 1:0, и даже проигрыш нашего Марата Сафина Максу Мирному в упорнейшем пятисетовом матче, казалось, не менял сути дела. Жаль, конечно, что полностью выложившись на чемпионате Австралии, став второй ракеткой мира, наш Марат уступил ветерану белорусского тенниса, не входящему даже в первую "двадцатку". Но зато стало ясно, что мощная пара Мирный - Волчков на время распалась. Когда на следующий день прихрамывающий Вова Волчков вышел на церемонию торжественного открытия матча, опираясь на черную палку и костыль, капитану белорусской сборной Сергею Тетерину оставалось только посочувствовать. На парную игру против Сафина и Михаила Южного ему пришлось выставить вместе с Мирным Александра Швеца. Тот никогда не покорял высоких теннисных вершин, да и, по существу, пару лет назад закончил активную карьеру. Переехал в Москву, где мирно работает скромным тренером. Рядом с именитыми "звездами" бедный Саша, разменявший третий десяток, смотрелся гадким утенком. Сафин с Южным старались играть только на него и уверенно победили в трех довольно легких для себя сетах.
И даже победа Мирного над Андреевым, добытая им без всяких усилий, не поколебала общей уверенности в окончательном успехе гостей-россиян.
Зрители, тренеры, журналисты вздрогнули, когда диктор нетвердым голосом объявила состав участников пятого, заключительного поединка: Владимир Волчков - Михаил Южный. Можно ли было Волчкову так быстро "восстать из пепла"? Ведь еще накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко лично выразил ему сочувствие на глазах пяти тысяч зрителей. А капитан команды Сергей Тетерин огласил диагноз: надрыв внешних боковых связок голеностопа. Такие травмы если и не требуют операции, то излечиваются за три-четыре месяца. Волчков же не то что не прихрамывал, он будто летал по корту. Наш добрый приятель, знаменитый теннисист Александр Метревели после матча ошарашенно признался мне: "Знаешь, за все годы в теннисе я такого и близко не видел. Это невероятно и невозможно". Уж если не видел такого Метревели, то что говорить о других. Миша Южный, кажется, не верил своим глазам, Волчков не только мощно и прицельно подавал, но и бегал по корту будто заведенный. Однажды даже прокатился по скользкому покрытию на все той же травмированной ноге. Но встал и как ни в чем не бывало продолжал игру. Южный пребывал в шоке. В 2002-м в Париже в финале Кубка Дэвиса он, уступая по сетам 0:2, сумел героически одолеть сильного француза Матье. Здесь, в Минске, не было сделано сколь-нибудь заметной попытки оказать хоть какое-то сопротивление. Три сета, безнадежно отданные Южным. Или три сета, блестяще выигранные Волчковым. Скорее, и то и другое. А итог - 2:3, и теперь в сентябре в дополнительном матче с неизвестным соперником нам еще предстоит доказывать свое право остаться в числе 16 команд мировой элиты.
Капитана сборной Шамиля Тарпищева буквально затерроризировали вопросами: "А почему не играл Сафин? Ведь ему в отличие от находящегося явно не в форме Южного, было по силам обыграть Волчкова". Как выяснилось, у капитана просто не было выбора. Накануне вечером, как рассказал мне Шамиль Анвярович, Сафин признался ему, что едва держится на ногах: "Вы хотите, чтобы я умер?" 23 часа на кортах Австралии, тяжелейший перелет в Москву. День дома - и сразу в Минск. И свой победный парный матч Сафин, до того полгода из-за травмы не игравший, с трудом довел до конца. Капитан команды мрачно пошутил: "Нам нужен живой Сафин". И на игру пришлось выставлять Южного. А сборная Белоруссии, как выяснилось, даже и не собиралась делать замен в последнем матче: как был заявлен еще в четверг на последнюю игру Волчков, так и вышел на корт. Правда, с замороженной каким-то неведомым уколом ногой и с твердой повязкой на ней. Да еще, главное, с настроем на победу любой ценой. Мужество и принесло победу.
Можно только гадать - и безуспешно, - какие средства применял врач белорусской команды. Он публично поклялся: никакие запрещенные Всемирным антидопинговым агентством препараты не использовались. Но тайные рецепты помогли, на несколько часов поставив Волчкова на ноги. С корта он уходил, уже прихрамывая. На пресс-конференцию через час после игры Володю принесли на руках: отошла заморозка. Ему придется отказаться от участия в нескольких теннисных турнирах. Такое рискованное отношение к собственному здоровью даром не обходится. Тут же, на корте, президент Лукашенко объявил о награждении капитана сборной Тетерина и Мирного орденами Отечества, Волчкова - орденом Мужества.
Никто из наших игроков за этот матч никаких подобных наград не достоин и близко. Один здорово устал, другой явно перенервничал. Подавлен капитан, разочарованы болельщики.