Главный праздник для православных на этой неделе 15 февраля - Сретение Иисуса Христа. В этот день родители принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы, по словам евангелиста Луки, "представить пред Господа". Сретение значит - встреча. Богословы часто напоминают о том, что этот праздник может быть особым для человека, который находится на пути к вере. Это - возможность главной встречи в жизни.
Так было и в жизни равноапостольного Николая, архиепископа Японского, которого поминают в храмах на следующий день, 16 февраля. Сельский мальчик из бедной семьи Иван Касаткин никогда не предполагал, что вся его судьба будет связана с далекой Японией. Решение о том, чтобы стать монахом и отправиться на службу в посольскую церковь в Японии, пришло неожиданно во время богослужения. То, что удалось сделать в течение полувека на своем поприще Николаю-До, как называли его японцы, действительно сравнимо с трудами апостолов. Потому и называет его церковь равноапостольным. Изучив японский язык, он перевел на него множество священных книг, обратил в православие десятки тысяч японцев, открывал храмы и семинарии. А начинать приходилось во враждебной среде. Первый японец, обращенный Николаем в православие, самурай Такума Савабе, сначала грозился убить его, а потом стал ревностным проповедником христианства Павлом.
Протоиерей Иоанн Восторгов, посещавший в те годы Японию, писал: "Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово Николай, и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался Николай, и место миссии также Николай, даже само православие называлось именем Николай".
Когда началась русско-японская война, епископ Николай сумел остаться и пастырем для православных японцев, и русским патриотом. "Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране, - писал он. - И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир".
Его высоко оценили и японские, и российские власти. Император Николай II писал ему: "Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки".