ПРО УДАВОВ И КРОЛИКОВ

Вчера на заседании правительства глава Минсельхоза Алексей Гордеев рассказал об итогах работы АПК в 2005 году и задачах до 2008 года. Герман Греф сравнил выступление главного агрария с докладом министра обороны.

Впрочем, об итогах глава Минсельхоза сказал еще накануне, когда в Думе был правительственный час. Объем продукции АПК увеличился на 2 процента, а импорт еды опять вырос на четверть. Зерна собрали 78 миллионов тонн, его экспорт составил 10 миллионов. Объем инвестиций в сельское хозяйство оставляет желать лучшего - 4 процента от общего их объема в российскую экономику. Алексей Гордеев возлагает надежды на реализацию национального проекта развития АПК. Как известно, основные задачи проекта - ускоренное развитие животноводства, стимулирование малого бизнеса на селе и привлечение молодых специалистов.
Но помимо этих задач, у Минсельхоза есть стратегические цели, которые Гордеев озвучил на заседании правительства. Первая - создание условий для повышения конкурентоспособности и качества отечественной еды. Гордеев считает, что такая миссия выполнима, если доля наших продуктов на российском рынке увеличится до 75 процентов. Сейчас она, по некоторым оценкам, не превышает 60, и импорт, как уже сказано, наступает.
Цель N2 - устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости населения в глубинке и повышение уровня жизни. На селе - 38,3 миллиона российских граждан. Рабочих мест там мало, зарплата в хозяйствах мизерная - в 2,5 раза ниже, чем в целом по другим отраслям. Поэтому у 60 процентов селян доходы не дотягивают даже до прожиточного минимума. Одной из главных задач на ближайшие три года министр считает увеличение уровня занятости хотя бы до 80 процентов.
Третья цель - создание условий для сохранения и воспроизводства природных ресурсов. В рыболовстве - рыбы, в сельском хозяйстве - земли. А то ведь скоро сеять будет негде - много полей заболоченных. За последние 12 лет площадь сельхозугодий сократилась на 20 миллионов гектаров, а пашни - на 14 миллионов. Потеряли целую аграрную область - и немаленькую.
Коллеги задали министру Гордееву много вопросов. Руководитель МЧС Сергей Шойгу интересовался, как убрать с продовольственного рынка перекупщиков. Сделать это можно с помощью крестьянских кооперативов, которые сами проторят дорогу к рынку и сами получат там добавочную стоимость. Глава Минобороны Сергей Иванов захотел узнать, смогут ли эти кооперативы принимать участие в снабжении армии продовольствием. Прозвучал вопрос: есть ли проблемы в подготовке сельских кадров. Гордеев заверил, что 59 аграрных вузов могут подготовить их более чем достаточно. Только вот молодые не рвутся в глубинку по причине безденежья и неустроенности.
Герман Греф был в своем амплуа. Он не ругал Гордеева, а сдержанно похвалил, но при этом сравнил его выступление с докладом министра обороны. Видимо, главе МЭРТ не понравились тезисы о защите внутреннего рынка от экспансии импорта. Намекая на то, что можно быть и поуступчивее при вступлении в ВТО, Греф дал понять: лично он в обмен на либерализацию продовольственного рынка готов помочь нашим производителям пробиться на мировые рынки. Гордеев за словом в карман не лез - он знает, каков уровень господдержки АПК в России и на Западе. Отреагировал главный аграрий спокойно, заявив, что министерства обороны и сельского хозяйства - оба отвечают за национальную безопасность, а потому нам действительно крайне важно сохранить свой рынок.
Впрочем, наши аграрники не против того, чтобы поработать на экспорт. Но даже на мировом зерновом рынке нам еще очень далеко до статуса ведущего игрока. Там правят бал американские и канадские фирмы-монополисты. А США и Канада щедро подпитывают экспортеров государственными кредитами. Мы же, по словам главы Минсельхоза, выпускаем на мировой рынок 30 мелких бизнесменов, на которых заправилы смотрят как удавы на кроликов.
Министра сельского хозяйства поддержали некоторые специально прибывшие в правительство губернаторы. Региональные лидеры ближе к земле, а потому убеждены, что с аграриями власти придется считаться. Да и время теперь другое - даже в представлении обитателей Белого дома село перестало быть "черной дырой".