МОНИТОРИНГ НАШЕГО КАРМАНА

В среднем темпы инфляции в минувшем месяце составили 2,4 процента. Но если из этого общего индекса выделить наиболее значимые для миллионов семей (особенно малообеспеченных) цены на товары и услуги первой необходимости (продовольствие и жилищно-коммунальная сфера), то здесь рост существенно выше среднего показателя. Сахар, например, подорожал сразу на 10,7 процента. В целом стоимость скудного минимального набора продуктов питания увеличилась за месяц на 4,3 процента, а за два последних года (с ноября 2003-го) - на треть, то есть с 1056 рублей до 1406,7.

Еще стремительнее повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги: в минувшем месяце - на 13,8 процента, а за три года - в два с лишним раза. Не случайно самой острой проблемой, тревожащей граждан больше всего, как еще раз подтвердил январский опрос Левада-центра, является рост цен. Это наиболее болезненный социальный раздражитель, его поставили на первое место свыше 70 процентов опрошенных.
Инфляция особенно тяжело бьет по малоимущим. У каждого седьмого-восьмого жителя страны, если судить по результатам январского опроса, денег не хватает даже на продукты. Еще у 37 процентов граждан на минимум еды хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения. Для этих семей важен каждый рубль. А когда минимальный продовольственный набор подорожал за год на полтораста целковых, да еще и квартплата с "коммуналкой" повысилась на 250 рэ, материальное положение этих семей становится критическим.
- На самом деле ситуация с ростом цен еще острее, чем следует из официальной статистики, - говорит Игорь НИКОЛАЕВ, руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК, ведущей исследования в социально-экономической и других сферах. - Наши аналитики сравнили данные Росстата и Минсельхоза (проводящего свой мониторинг). Речь о динамике цен на продовольственные товары в период с 1 января по 15 декабря прошлого года. Оказалось, что цифры, представленные статистической службой, существенно ниже, чем у Минсельхоза. Вот лишь несколько примеров:
- Таким образом, - подытоживает мой собеседник, - рост потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в 2005-м, рассчитанные с использованием альтернативной статистики, существенно отличается от официального показателя. Наш анализ, проведенный на основе альтернативных материалов, показывает, что темпы инфляции составили в прошлом году не 10,9 процента, как сообщалось официально, а не менее 13 процентов. Удивительно, но после того как мы обнародовали результаты этих исследований, Минсельхоз стал явно задерживать очередную публикацию своих данных по инфляции. Это тревожный симптом. Я уверен, что на самом деле надо не ограничивать, а расширять число организаций, занимающихся мониторингом цен. Обязательно должны быть и независимые исследователи, чтобы исключить здесь любые ошибки. Иначе и руководство страны, и граждане будут введены в заблуждение. Самообман может иметь очень печальные последствия...
Уже после беседы с Игорем Николаевым я получил материалы еще одного опроса, проведенного социологами Левада-центра. Гражданам задавали вопрос: "Насколько процентов повысились за последний год в среднем цены на товары и услуги, которые вы приобретали?" Результат оказался поразительным: по мнению опрошенных, цены на приобретенные ими товары выросли в среднем на... 34 процента. Это в три раза выше официально сообщенных темпов инфляции в прошлом году (10,9). Конечно, гражданам свойственна эмоциональность, но все-таки задуматься есть над чем.
Не стыкуются с материалами социологических исследований и цифры, характеризующие уровень бедности в стране. Руководители Росстата, ссылаясь на то, что не принят пакет нормативных документов по новой потребительской корзине, "засекретили" расчеты, произведенные на основе старой методики. Однако руководитель Минздравсоцразвития Михаил Зурабов недавно раскрыл эту "страшную тайну" на заседании правительства: за чертой бедности в стране, оказывается, осталось 15,8 процента жителей (22,6 миллиона человек). А вот что сообщили россияне в январе социологам:
"Терпеть наше бедственное положение уже невозможно" - 21 процент опрошенных.
"Материальное положение семьи плохое/очень плохое" - 31 процент.
"За последний год семья стала жить хуже" - 29 процентов опрошенных.
Комментарии здесь, думается, излишни.
Сопоставление информации Минсельхоза России и Росстата о росте цен на продовольственные товары в 2005 году
Министерство сельского хозяйства
Продовольственные товары
Рост цен (в процентах)
Говядина I и II категории, свинина, мясо кур, окорочка
рост
на 23-31
процент
Молоко, сыры сычужные твердые
на 19-21,8
Сахар-песок
на 4,17
Хлеб пшеничный из муки высшего сорта
на 15,3
Росстат
Продтовары
Рост цен (в процентах)
Мясо и птица
рост на 18,6
Молоко и молочные продукты
на 10,5
Сахар-песок
снижение на
0,1 процента
Хлеб и хлебо-булочные изделия
на 3