Большой театр помножили на миллиарды пикселей

По знаменитому зданию можно совершить интернет-путешествие

Со вчерашнего дня каждый интересующийся Большим театром может совершить по нему подробную экскурсию вне зависимости от того, где в данный момент находится. Это позволяет совместный проект компании Google и главной музыкальной сцены России, который представили во вторник журналистам.

Экскурсии в Большой театр пользуются огромной популярностью. ГАБТ — не только одна из самых прославленных в мире трупп с 238-летней историей, но и памятник архитектуры, живописи, декоративно-прикладного и инженерного искусства мирового значения. Особенно возрос интерес публики к зданию, его оборудованию и убранству после громадной по объемам и радикальности реставрации-реконструкции 2005-2011 годов. Но «живые» экскурсии могут принять лишь несколько сотен человек в неделю.

Благодаря задуманному «Гуглом» и театром интернет-проекту это число может увеличиться до миллионов, причем для этого пользователям сети не надо тратить деньги и силы на реальный визит.

Зайдя на сайт Академии культуры «Гугла» и набрав в поисковой строке «Большой театр», посетитель получает возможность попасть на один из нескольких ресурсов. Сейчас это три выставки и виртуальный поход по зданиям Большого.

Виртуальный поход — это 40 часов видеосъемки зрительской и закулисной части как исторического здания, так и Новой сцены, построенной в 2004 году. Для съемки использовались разработанные «Гуглом» камеры с 360-градусным, т.е. полным круговым обзором, благодаря которым вы можете видеть даже то, что никак не в состоянии увидеть реальный посетитель театра — например, вид сверху на знаменитую люстру главного зрительного зала. Кстати, это, по признанию главы отделения Google по Южной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке Карло д’Азаро Бьондо, стало самым технически трудным моментом проекта.

Для съемок фрагментов живописного убранства — например, плафонов зрительного зала и главного фойе — использовались уникальные матрицы с разрешением 7 миллиардов (не миллионов!) пикселей. Это в сотни раз больше, чем у самых мощных профессиональных фотокамер. Функция приближения дает возможность рассмотреть эти памятники с детализацией до долей миллиметра.

Три виртуальные выставки, размещенные на сайте, позволяют наблюдать сокровища музея Большого театра, которые в обычной ситуации увидеть также невозможно. Ведь фонды этого хранилища насчитывают более 200 тысяч предметов, а для их экспонирования есть только два средних размеров фойе исторического здания. Одна из выставок посвящена сценическим костюмам, другая — коллекции исторических фотографий артистов и спектаклей, третья — крупнейшему художнику-сценографу Большого театра Федору Федоровскому, который, кстати, в 1920-х стал и основателем музея ГАБТа, инициировав превращение театрального архива в полноценное научное хранилище.

Генеральный директор Большого Владимир Урин и директор музея театра Лидия Харина (они справа) вместе с журналистами смотрят фильм о том, как «оцифровывали» ГАБТ

Технически реализация проекта Google-ГАБТ началась в августе прошлого года и осуществлена целиком за счет интернет-компании. Это, по словам г-на д’Азаро Бьондо, некоммерческая инициатива, однако если удастся найти способ ее монетизировать (он не уточнил, какой, но очевидно, что можно было бы, например, размещать на сайте рекламу), то компания бы поделилась доходом с Большим. Все авторские права на выставки, сформированные сотрудниками Большого, остаются у театра.

И эта помощь была бы крайне уместна. Хотя бы потому, что громадные богатства музея ГАБТа в подавляющей своей части не оцифрованы, а как материальные объекты в большинстве случаев очень уязвимы. В первую очередь, как объяснила «Труду» директор музея Лидия Харина, это касается бумажного и фотоархива, в частности записей и фотографий великого балетмейстера и фотохудожника Александра Горского, чье наследие настолько значительно, что на его основе полтора года назад был выпущен объемный альбом «Московский императорский Большой театр в фотографиях» (см. «Труд» — «Большой театр стал больше» 29.10.2013). Но срок жизни чернил на бумаге, старинных стеклянных фотопластинок и пленок ограничен. Сотрудничество с «Гуглом» дало новый толчок оцифровке, однако при нынешних темпах, обусловленных возможностями театрального бюджета, она будет длиться десятилетиями, и далеко не все оригиналы доживут до перевода в цифровую форму.

 

Предлагаем самим читателям придумать имя для нового пресс-зала Большого театра, украшенного уникальными фотографиями из истории ГАБТа

Большой стал третьим в числе мировых театров, после Парижской Национальной оперы и Королевского Национального театра в Лондоне, в который теперь приглашает публику Google. Заметим — опередив в этом списке La Scala, Metropolitan Opera и другие театры с мировой славой. Убедительный знак уважения к русской культуре, которое сильнее сиюминутных политических и иных веяний. Кроме ГАБТа, Google представляет на своих страницах Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, Троице-Сергиеву лавру, Мосфильм, Международный центр-музей имени Н.Рериха, Еврейский музей и центр толерантности, Елабужский государственный музей-заповедник, множество литературных музеев Московского региона. В ближайших планах — включение в этот список сокровищ Московского Кремля.

Кстати, об интернет-проекции Большого театра журналистам рассказали в новом зале на верхнем, четвертом ярусе, который отныне станет залом пресс-встреч. Он украшен замечательными историческими фотографиями из фондов музея ГАБТа, а также снимками, подаренными агентством ИТАР-ТАСС. Вот только подписать бы эти уникальные документы — когда, например, объектив запечатлел творческую встречу композитора Прокофьева, дирижера Голованова и певицы Неждановой, или кто снял общение Фиделя Кастро с Майей Плисецкой и другими артистами Большого балета весной 1963 года...

Открыт вопрос и об имени нового зала. Корреспондент «Труда» предложил имя Бориса Асафьева — знаменитого музыковеда, критика, академика, а также автора балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», без которых творческую историю Большого театра невозможно представить. Или имена Владимира Одоевского, Владимира Стасова, Вячеслава Каратыгина, Александра Серова (который был не только крупнейшим критиком, популяризатором музыки, но и успешным оперным композитором). Сотрудники театра ответили: а почему не Алексей Верстовский или Леонид Собинов, много сделавшие для театра?.. Выдающихся музыкальных деятелей, крупных критиков и журналистов в русской истории в самом деле довольно — может быть, читатели «Труда» поделятся своими предложениями?