Реструктуризация не идет: ФРГ попросила Украину найти компромисс по российскому долгу

Киев по-прежнему надеется не отдать часть займа Москве. В РФ продолжение уступок считают бессмысленным и угрожают иском в международный арбитраж

Россия отвергла очередную попытку украинских властей добиться реструктуризации и частичного списания долга по евробондам, выпущенным в 2013 году правительством экс-президента страны Виктора Януковича.

При этом украинские предложения не были направлены напрямую Москве. Глава украинского Минфина Наталья Яресько передала их через министра финансов Германии Вольфганга Шойбле. Разговор между руководителями украинского и немецкого финансового ведомства состоялся еще в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Недобросовестное предложение

Американское агентство Bloomberg отмечало, что инициатива возобновления переговорного процесса между РФ и Украиной принадлежит Берлину. Именно ФРГ попросила Киев предложить России новые условия урегулирования долгового спора.

Конкретные предложения, которые Яресько передала в Москву, не сообщаются. Тем не менее, известно, что Россию эти предложения не устраивают: в министерстве финансов РФ заявили, что не могут рассматривать их как «начало добросовестных переговоров, так как украинская сторона не признает официальный статус долга».

«Минфин получил предложение по реструктуризации украинского долга от минфина ФРГ. Это предложение всерьез нами не рассматривалось, поскольку предложенные условия хуже, чем те, которые получили коммерческие кредиторы Украины. Как мы неоднократно заявляли, для нас такие предложения неприемлемы», – сообщила журналистам помощник главы Минфина Светлана Никитина.

Она уточнила, что Киев предлагает реструктуризировать долг на условиях, которые хуже полученных коммерческими организациями-держателями украинских евробондов.

История вопроса

Трехмиллиардный долг Украины перед Россией образовался после того, как Москвы выкупила часть еврооблигаций, выпущенных Киевом в конце 2013 года. Это покупка была первой очередью транша экономической помощи, о которой договорились президенты двух стран – Владимир Путин и Виктор Янукович – во время визита последнего в Москву.

Киев размещал свои облигации на Ирландской фондовой бирже, а Россия выкупала их за счет средств Фонда национального благосостояния. Общий объем вливаний в украинскую экономику должен был составить 15 миллиардов долларов.

Вскоре, однако, Янукович из-за госпереворота лишился президентского поста, а новые украинские власти не признали долга перед Москвой. По версии нового руководства республики, это была «взятка», якобы выданная команде экс-главы государства.

Однако проведенная аудиторами проверка показала, что на беду нового режима, полученные от России средства не были разворованы, а использовались строго по назначению. 17 декабря совет директоров МВФ признал статус долга суверенным. Впрочем, на новые власти Украины это решение не произвело никакого впечатления.

В течение 2015 года Киев вел переговоры с частными кредиторами и сумел договориться о реструктуризации долгов на условиях частичного списания займов, рассрочки платежей при повышении процентов по ним. В результате одномоментная нагрузка на украинский бюджет уменьшалась, а общая сумма выплат в конечном итоге выросла.

России также предлагалось пойти на реструктуризацию долгов на этих условиях. Однако Москва проявила твердость и продолжила требовать безусловного исполнения обязательств.

18 декабря Украина ввела мораторий на выплаты по российской части долга, а 20 декабря просрочила выплату очередного транша. Россия заявила, что Украина допустила дефолт, и пригрозила обратиться в международный арбитраж для взыскания задолженности.

Тем не менее, отмечают обозреватели, Москва до сих пор не подала на Украину в суд. Киев же чувствует себя относительно комфортно, так как незадолго до объявления дефолта МВФ изменил правила предоставления финансовой помощи: теперь фонд может кредитовать даже государства с просроченными суверенными долгами, что до 2015 года делать категорически запрещалось.