Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки.

Напомним: глава государства еще полтора года назад призвал убрать препятствия, мешающие развитию внутреннего туризма. Очередной законопроект на эту тему предусматривает налоговые льготы для круизных теплоходов, заходящих хотя бы в один из российских морских портов. По задумке авторов документа, это повысит интерес граждан к такому отдыху и улучшит транспортную доступность городов на черноморском побережье, куда сейчас добраться можно только на авто или на поезде.

Но, во-первых, из Питера круизов по Балтике больше нет, а в Черном море пассажирское судоходство сильно ограничено. Во-вторых, под российским флагом такие услуги предоставляют только два теплохода, причем оба и так уже загружаются под завязку.

Что это за суда? Переделанный из построенного в 1971 году парома «Князь Владимир», способный взять на борт до 600 пассажиров, с началом навигации будет ходить по маршруту Сочи — Сухум — Сочи, что круизом можно назвать только условно. Из пяти дней, отведенных на неспешное преодоление маршрута, в море «Князь Владимир» будет находиться не больше суток. Скорее это плавучая гостиница для туристов, желающих познакомиться с достопримечательностями Абхазии. Стоит это удовольствие минимум 75 400 рублей за двухместную каюту без иллюминатора на нижней палубе.

А вот «Астория Гранде» — настоящий круизный теплоход, спущенный на воду четверть века назад. Он способен перевозить 1300 пассажиров. Да и маршруты куда интереснее. Весной «Астория» начнет ходить из Сочи через Стамбул до египетской Александрии и обратно. Круиз рассчитан на 14 ночей, самый дешевый билет обойдется в 160 тысяч рублей с человека. Летом маршрут сократится вдвое: из Сочи до Стамбула и обратно с заходом в один или несколько турецких портов на южном берегу Черного моря. За семь ночей такого путешествия нужно отдать 110 тысяч.

Дорого? Смотря с чем сравнивать. Если с недельным круизом по Карибскому морю на недавно введенной в эксплуатацию «Иконе морей», за который сейчас просят от 280 тысяч рублей с человека (сюда еще нужно приплюсовать стоимость билетов до порта отправления), то вполне бюджетно. А если с семидневным июньским круизом по Адриатике от MSC Cruises на более крупных и современных, чем «Астория», MSC Lirica или Armonia, за который просят от 90 тысяч руб-лей с человека, то, пожалуй, и дорого. Даже с учетом того, что до порта отправления еще нужно добраться, это выгодное предложение. До того же Дубровника можно долететь с пересадкой в Стамбуле. Билеты до Сочи, разумеется, дешевле, но разница в цене компенсируется низкой стоимостью круиза от MSC.

Возвращаясь к НДС: получается, его хотят обнулить ради двух круизных судов общей вместимостью менее 2 тысяч человек? И это как-то повлияет на внутренний туризм? Хочется думать, что у авторов законопроекта был все-таки другой, более глубокий замысел, которым они с нами забыли поделиться.

Кстати, почему надо ограничиваться налоговыми льготами для морских круизов? Речные перевозки нуждаются в этом ничуть не меньше. Но если в первом случае эта мера нужна для увеличения флота, то во втором — для обуздания цен, которые в последние годы превратили путешествия по рекам и озерам нашей страны в недоступную простым смертным роскошь. Сегодня плавание от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно стоит не дешевле такого же по продолжительности морского круиза по маршруту Сочи — Александрия — Сочи. Ну и где тут патриотизм?