ТРАНССИБИРСКИМ ЭКСПРЕССОМ - В ЕВРОПУ

Каждый год из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно отправляется 1 млн. контейнеров с разными грузами. Из каждых ста контейнеров только пять идут по Транссибирской железнодорожной магистрали, хотя мощности судоходных компаний, дальневосточных морских портов и наших железных дорог позволяют перевозить более 200 тысяч контейнеров в год, то есть в четыре раза больше.

За последние годы грузооборот Транссиба по разным причинам, включая разрыв экономических связей и политическую нестабильность, снизился в десять раз, и тон в нем пока задают иностранные перевозчики. Между тем, по расчетам специалистов Минтранспорта, в ближайшие годы грузооборот Транссиба должен значительно увеличиться - главным образом потому, что грузы из США удобнее ввозить в Дальневосточный регион именно через российские порты - Находку и Восточный. Чтобы не пустить на увеличивающийся рынок иностранцев, пять российских фирм: порты Санкт-Петербург и Восточный (Владивосток), Дальневосточное морское пароходство, "Совкомфлот" и группа "Сибирский алюминий" - решили создать объединенную компанию, которая под эгидой МПС и Минтранспорта стала бы национальным оператором транзитных и внешнеторговых контейнерных перевозок.
Заметим, что это далеко не первая и единственная мера, предпринятая железнодорожниками для укрепления положения Транссиба. Еще в апреле 1998 года была образована межведомственная комиссия по проведению конкурса среди экспедиторов, задача которой - обеспечивать доставку грузов по Транссибу. В нее вошли представители МПС, сотрудники Минтранса России, экспедиторских ассоциаций. В июне 1998 года сотоялся первый конкурс экспедиторских компаний. Статус официального экспедитора получили тогда пять крупных компаний, с которыми МПС заключило соглашение о совместной деятельности.
Через два месяца делегация специалистов МПС встретилась с предпринимателями и экспедиторами Южной Кореи и Японии, проинформировав партнеров о тарифных, временных и сервисных условиях перевозок по Транссибу. Особый упор в переговорах был сделан на преимущества железнодорожного транспорта перед морским путем. Им, к сожалению, пока предпочитают пользоваться производители Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя в этом случае грузы "плывут" на две - две с половиной недели дольше. Чтобы лучше понять причины, препятствующие, к примеру, отправке японских грузов по Транссибу, российские экспедиторы попросили крупнейшие фирмы-производители ответить на 2000 писем-вопросников. Результаты опроса были проанализированы. Оказалось, что одна из причин отказа пользоваться услугами россиян - недоверие к тому, что железнодорожники обеспечат доставку грузов в положенный срок. Вопрос решили с помощью экспериментов: с августа по декабрь 1998 года по Транссибирской магистрали проследовали 1300 транзитных контейнеров из Японии и Южной Кореи, из них 1200 - на Афганистан, 100 - в Финляндию. К тому же в МПС была разработана технология ускоренного пропуска транзитных контейнеров по Транссибу - это новшество позволило быстрее отправлять по железной дороге одиночные транзитные контейнеры.
ДАЛЕЕ - СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ
Графики движения по Транссибу составлены таким образом, что позволяют не терять ни часа в портах Дальнего Востока, ни минуты на маршруте. Например, из корейского порта Лусан наше судно "Капитан Куров 22", выходит 10 марта. В порту Восточном оно будет 12 марта, а на следующий день в 19.40 грузы могут быть отправлены контейнерным поездом N1229 по маршруту Находка - Восточный - Брест. В Красноярск поезд прибудет 20 марта в половине пятого утра, в Москву - поздно ночью 24-го, а в Брест - в восемь утра 26-го. Все контейнерные поезда по Транссибу отправляются на следующий день после прибытия судна. Доставка грузов от Находки до Бреста занимает 12 с половиной суток. От Находки до Берлина грузы домчатся по Транссибу за 14,5 суток, в Чоп прибудут на восемнадцатый день.
С сентября прошлого года из Находки отправляются так называемые ускоренные контейнерные поезда N 1201 и N 1239 на правах пассажирских. Это означает, что в случае поломки в пути вагон от состава не будет отцепляться, его отремонтируют на месте. По сравнению с доставкой морем грузы из Японии в страны Европы по Транссибу идут на 15-17 суток быстрее. Чтобы сэкономить время на пограничных станциях, введен упрощенный порядок декларирования грузов: вместо таможенной декларации достаточно дополнительного экземпляра дорожной ведомости, не требуется указания в документах стоимости товара. Правда, при этом подробное описание товаров необходимо. Такой упрощенный порядок распространяется на все товары, перевозимые по Транссибу в третьи страны на всех направлениях.
ЧТО ПОЧЕМ?
Перевозка 20-футового контейнера из портов Японии в Германию через Индийский океан стоит 1700-2100 долларов. Если вы везете товары из Иокогамы в Германию по Транссибу, то 20-футовый контейнер обойдется вам в полторы тысячи долларов, 70-футовый - в 2600 долларов. Для того чтобы привлечь грузоотправителей на Транссиб в 2000 году, продлено действие понижающего коэффициента (0,9) к тарифным ставкам российских железных дорог на перевозку грузов транзитом. Продлена и спецставка на перевозку транзитных контейнеров в составе маршрутных поездов, на перевозку одиночных контейнеров.
Казалось бы, преимущества Транссиба перед морским путем налицо. И тем не менее то и дело среди компаний-судовладельцев и фирм-грузоотправителей возникают разговоры о российских таможенных проволочках, задержках грузов, недостаточной их безопасности, отсутствии информации о перевозке. Между тем таможенные правила давно упрощены, поезда с контейнерами идут строго по расписанию, информация о перевозках по Транссибу есть в Интернете, а за прошлый год не зафиксировано ни одного случая разграбления контейнеров.