"НАРИСУЮ ДОМ И САД, МАМУ, ПАПУ И РЕБЯТ"

Дело ее жизни - дети: вот уже три десятка лет Вера Васильевна АБРАМЕНКОВА изучает маленьких человечков, проводит в рамках своей профессии различные эксперименты, размышляет о детях в своих книжках. В числе прочего предметом исследования для нее стали и детские рисунки, в которых отношение ребенка к внешнему миру и к нам, взрослым, отражено наиболее полно и ярко.Как меняется с возрастом детская картина мира и какие факторы влияют на ее трансформацию? Об этом - наш разговор.

С самого раннего детства в жизни ребенка определяются наиболее влиятельные, или, как мы их называем, референтные лица из его окружения. Им он доверяет, их слушается и в известном смысле подчиняется их воле. У малышей, как правило, наиболее распространенной референтной группой являются родители, семья, и это наглядно отражено в их рисунках. В центре композиции "Моя семья" почти всегда мама - ее фигура часто прорисована особенно крупно и старательно. Рядом, как правило, близко друг к другу располагаются фигурки остальных членов семьи. Такое тесное пространственное расположение фигур - показатель эмоциональной близости в семье, к которой нередко причисляются и кошки, собаки, птицы.
Дальше этот круг будет расширяться - ребенок пойдет в детский сад, и на рисунках появятся воспитательница, дети из группы. Всех их ребенок так или иначе изображает на своих рисунках. И в том, как он это делает, четко просматривается его отношение и к группе взрослых (семья, няня, воспитательница, а позднее и учительница), и к группе сверстников (группа в детском саду, класс в школе). И тут буквально все - фигуры, детали прорисовки, цветовая гамма - полно значения и смысла. Глядя на эти рисунки, мы как бы заглядываем в душу ребенка.
Давайте посмотрим, какая картина вырисовывается у ребятишек в нулевом классе.
Это - рисунок шестилетнего "нулевочника" Тимы. Дети держатся за руки в этаком праздничном хороводе с воспитательницей в центре. Радостную картину довершают цветы. Обратите внимание, как старательно прорисованы детали: мальчиков по одежде легко отличить от девочек. Жаль, что на газетном листе нельзя показать рисунок в красках, но поверьте на слово - яркая красно-желто-зеленая гамма создает радостный настрой, говорит о позитивном отношении мальчика и к своей группе, и к себе, и к воспитательнице.
А вот рисунок того же Тимы, сделанный в тот же самый день, - только первый называется "Моя группа" (здесь он играет и отдыхает), а второй - "Мой класс" (здесь он учится). Куда девались яркие краски, радостный настрой, веселые фигурки? Ведь это те же дети, в том же детском саду, но... ни одного лица - вместо них заштрихованные черным карандашом маленькие кружочки (ученики) и более крупный (учительница). При этом учительница отделена от детей жирной вертикальной чертой, что говорит о символическом ее отчуждении от учеников, о желании ребенка отгородиться от нее. Мрачную картину дополняет жирный крест на прямоугольнике двери, что как нельзя более ясно передает желание ребенка накрепко закрыть дверь в класс...
Конечно, эта картина отнюдь не является типичной для всех шестилеток, однако, согласитесь, она дает пищу для тревожных размышлений, ибо говорит о возникшем у маленького человечка и оставшемся незамеченным психо-эмоциональном неблагополучии.
Увы, в этом Дима не одинок: для многих его сверстников "Мой класс" зрительно представляется в виде дома-крепости с зарешеченными окошками, внутрь которого они не желают помещать (на рисунке) ни себя, ни своих товарищей. Школа тут - как бы сама по себе, а юный художник и ребята - сами по себе, причем вне ее.
Характерен в этом смысле рисунок Танечки М: она сама - с портфелем в руке в ярком платьице, а рядом - черным карандашом - башня с решетками на окнах и надпись: "Мой класс". В этом нельзя не увидеть растерянности ребенка перед тем новым, что вошло в ее жизнь.
Там, где это остается незамеченным, ребенок и позже, став первоклассником, не меняет своей "антишкольной" ориентации. Более того, рисуя "Мой класс", эти дети изображают теперь вместо человеческих фигур черные квадраты без признаков лица, пола и возраста.
Невыразительность и унылая одинаковость этих рисунков производят гнетущее впечатление. Смотрю на рисунок Сережи. Аккуратно, по линеечке, вычерчены прямоугольники, внутрь которых вписаны фамилии одноклассников. Ну, право, ни дать ни взять - кладбищенские надгробия! И дело не в том, что ребята разучились рисовать или начали упрощать свою задачу, убрав человеческие фигуры, а в страхе некоторых ребятишек перед школьной действительностью.
Исключение составляют дети из неблагополучных семей. На фоне такой горе-семьи школа, несмотря на ее традиционные сложности для ребенка, оказывается для него предпочтительнее, чем родной дом (в школе плохо, а дома и того хуже!) Кроме того, тут многое зависит от личности учителя. В младших классах учительница или учитель (гораздо реже) вполне способны соперничать с родителями.
Однако и во внешне благополучных семьях, но там, где ребенку недодано тепла, участия и эмоционального общения, тоже происходят перемены: чем он старше, тем менее референтными становятся для него мама, папа, дедушка и бабушка, хотя мама вытесняется с рисунков в самую последнюю очередь. Характерна в этом смысле работа первоклассника Мити (7 лет). Крупная фигура мамы у плиты, значительно меньшего размера папа, сидящий спиной у телевизора, а сам он - этакий маленький головастик, такой, что его не сразу и разглядишь.
Увы, во многих рисунках детей на тему "Моя семья" отчетливо просматривается тревожная тенденция: детское одиночество. Столь ярко выраженная в раннем нежном возрасте ориентация на семью заметно снижается. Тщательно прорисованные мебельные стенки, ковры, телевизоры, компьютеры и прочие признаки материального благополучия (даже вымышленного!) занимают все пространство листа, и зачастую места для членов семьи (даже для мамы) вообще не остается. Иногда на картинке - один-единственный персонаж - сам юный художник. "Автопортрет", как правило, изображен на фоне "благосостояния" - чаще всего у телевизора в обществе собаки или кошки. "Пространство вещей" потеснило "человеческое пространство". Другой часто повторяющийся безлюдный сюжет - дом и машина возле него, опять-таки как символ благосостояния - реального или вымышленного. Налицо явное отчуждение от близких людей. Особенно отчетливо это видно на рисунке Алины, изобразившей своих родителей возле дома, а себя - в доме, у окошка, спиной к ним...
Эти бесхитростные детские рисунки нельзя воспринимать иначе, как сигнал "SOS", который подают нам маленькие человечки, страдающие от одиночества в окружении даже любящих близких людей. Господа родители, обращайте внимание на то, что рисуют ваши детки. Отложите дела, найдите время для каждодневных контактов и душевных разговоров со своим ребенком. Остановитесь в своем нескончаемом (образ известен - "белка в колесе") беге, наклонитесь и загляните ему в глаза.