ВАШ КАРМАН МАНИТ "ПИСАК" И "ВЕРХУШНИКОВ"

Дома я не обнаружил в нагрудном кармане пиджака своего кожаного портмоне, в котором еще с утра хранились несколько сотен рублей и американская купюра с портретом президента Гранта. Тут же я вспомнил гражданина, которого встретил около гостиницы "Метрополь". Он, видимо, приняв меня за старого дружка, полез обниматься и несколько секунд хлопал меня по плечам и локтям.

Я тут же позвонил Димке Сысоеву - знакомому следователю. Тот громко рассмеялся и заверил, что встреча с тем товарищем была не случайной. И нарвался я на вора-карманника, коих еще называют "понтщиками".
- Ты можешь поймать его? - спросил я, злясь не столько даже на жулика, сколько на себя.
- Ищи ветра в поле, - ответил лейтенант. - Может быть, это вор-гастролер. Украл раз-другой - и уехал в Коломну или Сочи. А возможно, и наш столичный - универсальный понтщик, который, отвлекая жертву вопросами, толчками, ужимками, ловко обшаривает карман за карманом. Но даже если найдем твоего обидчика, доказать его вину практически невозможно. Допрос будет выглядеть так, будто не он ошибся при встрече, а ты. Он же скажет, что тебя никогда в жизни не видел.
На другой день я сидел в Димкином кабинете, и мы вели неторопливый разговор о карманниках. Я понял главное: у каждого из нас есть очень большой шанс лишиться карманных денег. Ведь в любом из городов России активно действует определенное и достаточно постоянное число воров. Так, в городах c населением свыше одного миллиона человек активно "работают" до 1,5 тысячи воров. В городах от 500 тысяч до миллиона жителей - до 300 человек. И от 100 до 500 тысяч - до 120 карманников.
И еще несколько цифр. В городах, где проживает свыше одного миллиона жителей, за год в среднем совершается более 10 миллионов краж. Во второй группе городов - до трех миллионов. В итоге, по стране совершается в среднем до 15 миллионов краж, а наказывается за данные преступления в лучшем случае шестая часть воров из состоящих на специальных учетах.
Карманники - самый сплоченный и дружный класс криминала, повязанный между собой "воровским братством". Неспроста первые законники, отдаленно напоминающие современных воров в законе, появились именно среди карманников в двадцатых годах сразу после окончания гражданской войны.
Вместе с тем карманник карманнику рознь. У каждого вора-карманника своя более тонкая специализация, как и у человека, к примеру, имеющего профессию "слесарь". "Верхушник" ворует только из наружных карманов. "Писака" - вытягивает бумажники и кошельки с помощью бритвы. Неуловимое движение - и кошелек сам выпадает из разрезанного кармана пальто или брюк. "Волынщик" перед кражей специально затевает ссору с жертвой: разгоряченный, обиженный человек забывает о мерах осторожности и не обращает внимания на свои карманы. Воры-"гонши" крадут только в общественном транспорте. Из них "кроты" и "мыши" воруют только в метро, а "маршрутники", или "транспортники", ищут клиентов в трамваях и автобусах. Воры, относящие себя к категории "посадчиков", тянут из карманов только во время посадки на транспорт.
Рассказ свой мой знакомый оперативник дополнил данными социологических исследований. Любопытную картину дал вот этот анонимный опрос. Оказывается, каждый вор в среднем в течение месяца совершает около 30 карманных краж. По одной в день! А суточный "заработок" колеблется от 50 до 5000 и более рублей.
- Особенно надо остерегаться мужчин и женщин в возрасте от 30 до 45 лет, которые невзначай провожают вас из одного отдела магазина в другой, - предостерег сыщик. Это и есть самая активная и опытная часть карманников, хотя свою "основную профессию" они выбрали еще в подростковом возрасте. Почему основную? А потому что есть и не основная, а для алиби, для отвода глаз. Многие ворюги числятся сторожами, вахтерами, уборщицами, санитарками, диспетчерами... Они семейные.
И все равно распознать вора можно. Ведь в тех же магазинах большинство из них пользуется набором приемов, которые не изменились за последние несколько веков.
Во-первых, если тебе наступили на ногу или толкнули в толпе локтем, не стоит гневно смотреть в лицо обидчику, а лучше сразу обратить внимание на свою сумку. Вполне вероятно, что вихер (напарник карманника) именно в этот момент и извлекает из нее твои денежки.
Во-вторых, если ты оказался в примерочной универмага в полураздетом виде и в это время как бы случайно вваливается какой-то наглец, утверждающий, что не знал о занятости примерочной кабинки, - не слушай его извинений. Наплюй на собственную наготу и стыд - посмотри на свой пиджак с бумажником в кармане, который ты повесил на крючок вешалки. В 90 случаях из 100 именно из-за бумажника и заглянул к тебе этот самый наглец.
И в-третьих, не обращай внимания на необычные действия некоторых покупателей, а проходи мимо и побыстрее. Не гляди даже на целующихся чуть ли не в очереди. Да, да. Одно время в знаменитом ГУМе у самых многолюдных прилавков повадилась целоваться влюбленная парочка. Милые юноша и девушка таким способом задерживали внимание посетителей на несколько секунд. И этого было достаточно, чтобы из карманов любопытных "кто-то" вытаскивал кошелек...
От оперативника я уходил поздним вечером. Возвращался домой и думал: хотя статистика и свидетельствует, что за последний год в России количество краж сократилось, а число пойманных ворюг несколько увеличилось, среднестатистическому гражданину легче от этого пока не стало. Воровство, и не только из карманов граждан, в целом обычно расцветает в смутные времена. К воровским эпидемиям, писал русский историк С.М. Соловьев, приводят "дурное состояние правосудия, монополия казны, дурные дороги, недостаток безопасности на этих дорогах по причине разбойников, отсутствие образованности, от которого происходила мелкость взглядов, мелкость и безнравственность средств для получения барышей..." Знаменитый голштинский ученый и путешественник Олеарий, пожив в Москве в 1634-1636 годах, тоже не мог не отметить причин, которые приводили к воровству и грабежам. "Холопи не получают пищи от господ, - писал он, - но кормовые деньги, и в таком малом количестве, что едва могут поддерживать жизнь; от этого в Москве происходят частые воровства и смертоубийства".
Ясно, что бороться надо не столько с ворами, сколько со смутным временем, не с последствиями, а с причинами высокой преступности. Но борьба борьбой, а следовать советам лейтенанта Димы Сысоева, по-моему, стоит:
- Каждому человеку нелишне посмотреть на себя со стороны. Ведь многие из нас, замотанные заботами, рассеянные, дают ворью повод для нападения. Преступник редко когда решится проверить карманы или сумочку энергичного и решительного, контролирующего ситуацию человека...