ЧТО БУДЕТ В ЧЕЧНЕ ПОСЛЕ 8 МАРТА

Александр ДУГИН, руководитель Центра геополитических экспертиз:
- После ликвидации

Александр ДУГИН, руководитель Центра геополитических экспертиз:
- После ликвидации Масхадова позиции боевиков в Чечне резко ослабли. Аслан Масхадов был фигурой, более или менее устраивавшей всех сепаратистов в качестве номинального лидера. Он обладал статусом определенной легитимности и для бандитов, и для Запада. А поэтому - был главным переговорщиком и посредником чеченских бандформирований в контактах с "внешним миром". Напомню: Масхадова принимали в США влиятельные политики из клана "неоконсерваторов", который во многом определяет идеологию нынешней администрации США. Боюсь, в этой связи России предстоит достаточно неприятный процесс разбирательства с США, поскольку Масхадов был нужен Америке для дипломатических, политических и моральных форм давления на Москву.
С устранением Масхадова юридический статус сепаратистов маргинализируется, практически сводится на нет. Возможно, они предпримут попытку заменить Масхадова в роли переговорщика, скажем, на Закаева. Ну а Москва в полном праве вести переговоры с террористами-сепаратистами на одну тему: о сдаче в плен.
Вывод из игры Масхадова, безусловно, очень выгоден администрации Чечни во главе с Алу Алхановым. Устранение лидера боевиков обеспечивает полную легитимацию президента Алханова с точки зрения демократических процедур. У нынешней грозненской администрации больше нет конкурентов в правовом поле Чечни. Исходя из этого, Запад должен перестать наконец их игнорировать.
Масхадов представлял национал-демократическое крыло сепаратистов, которые пытались претендовать на хорошую мину при плохой игре. Скорее всего, теперь на посту "командующего" его сменит одиозный ваххабит Шамиль Басаев. В этой связи можно прогнозировать усиление террористической составляющей в действиях сепаратистов.
Геннадий ГУДКОВ, член комитета Госдумы по безопасности:
- Уничтожение лидера чеченских боевиков Масхадова знаменует определенный этап в чеченской кампании. Оно лишит сепаратистское движение в Чечне широкой международной поддержки, ведь Масхадов рядился в тогу достаточно умеренного деятеля (каким его представляли и на Западе), который будто бы способен возглавить мирный процесс. Кроме того, Масхадов был фигурой, связывающей так называемые "центры свободной Ичкерии" в Европе, и его влияние на эти осколки чеченского движения было достаточно сильным. Сегодня эти "центры", которые у нас не без оснований подозревают в участии в подготовке терактов, остались без руля, и я не думаю, что есть фигура, способная их объединить.
Ликвидация лидера боевиков нанесет серьезный психологический удар по подпольной деятельности экстремистов. Думаю, это приведет к заметному спаду террористической активности. У них для этого нет достаточных сил и средств. Основной фигурой у террористов на Северном Кавказе остается Шамиль Басаев.
Командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Вячеслав ДАДОНОВ:
- Заявление Масхадова о будто бы объявленном им перемирии в феврале мы всерьез не восприняли. Было понятно, что это маневр. К сожалению, говорить о том, что ситуация в Чечне вскоре стабилизируется, мы не можем. Из-за социально-экономических трудностей в Чеченской республике разрозненные бандгруппы все еще пополняются безработной молодежью. По нашим оценкам, сегодня в горно-лесистой местности скрываются от 900 до 1200 боевиков. Проводя спецоперации по их выявлению и уничтожению, мы все чаще опираемся на поддержку местного населения. В этом - ключ к успеху.
Владимир ЗАБРОВСКИЙ, полковник запаса, ветеран антитеррористического подразделения "Альфа":
- Уже то, что среди сотрудников спецподразделения ФСБ, ликвидировавших Масхадова и захвативших четырех его телохранителей, нет потерь, говорит о тщательной подготовке операции. А сам ее успех, на мой взгляд, связан в первую очередь с агентурной работой. Конечно, как заявило руководство ФСБ, первичная информация получена от захваченных бандитов. Но дальше, видимо, задействовали агентурную сеть. Потому что лидеры боевиков (тем более такого масштаба, как Масхадов) готовят "лежбища" с соблюдением всех мер предосторожности и при малейшем намеке на опасность немедленно уходят.
В ЗЕРКАЛЕ ИНОПРЕССЫ
Британская газета "Гардиан":
"Со смертью "президента Ичкерии" в Чечне практически неизбежна вспышка кровавых междоусобных разборок между полевыми командирами, стремящимися занять это вакантное место".
Радиостанция "Немецкая волна":
"Лояльность продолжающих сопротивление чеченских повстанцев к Масхадову за последние годы явно пошла на убыль. Мало-помалу становилось все менее понятно, руководителем каких именно повстанческих группировок он был. Именно поэтому в реальной политической перспективе гибель Масхадова не следует переоценивать. Шамиль Басаев и его террористы, взявшие на себя ответственность за "Норд-Ост" и Беслан, едва ли сложат оружие из-за того, что Масхадов мертв".
ГЕНЕРАЛ БАРАНОВ: ТЕРРОРИСТЫ ПОПЫТАЮТСЯ ОТОМСТИТЬ
По мнению генерал-полковника Валерия Баранова, бывшего командующего Объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе, уничтожение Масхадова может привести к эскалации террора. Пусть и на очень короткий период, но к этому надо быть готовым. "Сейчас у боевиков нет достаточных сил и возможностей для резкого усиления напряженности в республике", - замечает генерал. Он подчеркивает, что гибель лидера бандформирований - закономерный итог жизни человека, который не желал идти ни на какие уступки, не считался ни с какими жертвами своего народа. Масхадов был крайне жестокий человек, его не останавливали ни смерть гражданских людей, ни страдания женщин и детей. Он оставил после себя горы трупов...
Валерий Баранов уверен, что такая же бесславная участь ждет и других террористов, прежде всего Шамиля Басаева: "Намеченный план уничтожения в 2005 году главарей бандформирований, как видно, выполняется спецслужбами".