03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УЧИ МЕНЯ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Вчера министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко представил правительству законопроект, который сильно озадачит будущих абитуриентов и их родителей. В России с 1 сентября 2007 года вводится двухуровневая система высшего профессионального образования. Первый уровень - бакалавриат, второй - магистратура. То есть, чтобы стать полноценным специалистом, нужно одолеть вторую ступень, а предварительно выдержать конкурс. Правительство документ одобрило, но первый вице-премьер Дмитрий Медведев высказал опасение, что многоуровневая система "поставит выпускников вузов в неравные условия при приеме на работу". Если, конечно, недоучек вообще на работу примут.

Что изменится? На бакалавра будут учиться 3-4 года, на магистра - не менее 5 лет. И то, и другое будет считаться высшим образованием, но доступ в аспирантуру получат только выпускники со степенью магистра и квалификацией "специалист". Для чего затеяна вся эта вузовская перестройка, в общем-то, понятно. В законопроекте сказано так: РФ присоединилась к Болонской декларации и взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство. Раз в странах ЕС бакалавры и магистры, то и у нас отныне будет так. А без этого российские дипломы за рубежом не признаются. Введение новой системы "будет способствовать развитию экспорта российских образовательных услуг". (Видно, мало нам десятилетней "утечки мозгов"!)
Другой вопрос: что даст предлагаемое новшество стране и конкретному студенту? Может, вузовское обучение станет качественнее, а специалисты квалифицированнее? Это вряд ли, отвечают нам в знаменитой Бауманке. Сейчас здесь готовят инженеров за 5 лет 10 месяцев - и они идут нарасхват. Теперь им для начала предлагается обрубить "хвостик" в 10 месяцев - оставить пять лет. Конечно, бюджетные средства сэкономят, но станут ли кадры лучше?
Пока, правда, есть надежда, что не все вузы подпадут под законопроект. Например, федеральные университеты, творческие, "силовые" и медицинские вузы могут стать исключением из перечня, который позднее утвердит правительство. Нелепо же хирурга делать за три года - потом этот недоучка со скальпелем такое может натворить!..
А что такое бакалавр, допустим, для педвуза? "Мне трудно представить, - признается ректор Московского гуманитарного пединститута Александр Кутузов. - По сути, это специалист с незаконченным высшим образованием. А любая школа предпочтет взять на работу полноценного специалиста. Так что востребованности бакалавров в педагогике я не вижу. Их что, будут брать на разряд ниже - на меньшую ставку? Но у педагогов и без того зарплаты невелики. Кроме того, потребуется менять всю систему профподготовки. Сейчас мы с первого курса готовим учителей-предметников, а теперь что - убирать из программы курс педагогики или психологии? В общем, пока больше вопросов, чем ответов".
По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова - вечного оппонента Минобразования, "после бакалавриата, который даст общие знания, выпускника на производство не возьмут. Это в лучшем случае - лаборант, а не специалист. Получается, что и магистратура, и бакалавриат дают высшее образование, но одно - настоящее, а другое - просто диплом, бумажка. С такой идти разве что клерком в контору или чиновником в муниципалитет. В итоге мы получим огромную армию дипломированных лаборантов с "корочкой".
Есть опасения, что ради присоединения к Болонскому процессу мы слепо переймем только форму, а содержание потеряем. Кроме того, эксперты предсказывают, что магистратура, скорее всего, будет на платной основе - раскошеливаться придется либо самим студентам (не зря столь активно пропагандируется так называемый образовательный кредит), либо коммерческим фирмам, которым нужны квалифицированные специалисты. А надежды насчет скорого признания нашего диплома на Западе вряд ли сбудутся. Европейской системой предусмотрены стандарты образования, которых у нас нет. Мы же взяли только форму.
Что в сухом остатке? Мы разрушим систему целостной подготовки специалистов, чтобы получить недоучек, которым нет применения.
Авторитетное мнение
Исак ФРУМИН, координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка:
- Установление уровней высшего профессионального образования приблизит нас к тому, чтобы на Западе признавались дипломы российских вузов. Но это не главная задача - в России и так не хватает специалистов, нам невыгодно, чтобы кадры уезжали на Запад. Нам важно, чтобы структура образования отвечала рынку. Я недавно встретил мальчика, который четыре года назад поступил в вуз учиться на инженера-химика. Он разочаровался в выбранной стезе, хочет стать инженером автомобильного производства. Однако узкая специализация не дает ему возможности использовать полученный образовательный капитал для переориентации на другую инженерную профессию. А новая схема предполагает более гибкую и широкую подготовку с первых же курсов.
Владимир КЛЮЕВ, генеральный директор НПО "Спектр", академик:
- Мы, производственники, привыкли к хорошим инженерам, которых готовят разные вузы - МГУ, Бауманка, МАИ. Нам все равно, как они называются - магистры или бакалавры, лишь бы соответствовали уровню требований производства. Но я категорически против утверждения, что в России высшее образование "хуже" и "уже", чем на Западе. Напротив: интеллект нашего инженера всегда был несоизмеримо выше, чем у его зарубежного коллеги. Несмотря на то что финансируются образование и наука много хуже, чем за рубежом.
Татьяна КОРЯГИНА, доктор экономических наук:
- Советское, а потом российское образование всегда было фундаментальным и многофункциональным. Именно поэтому специалисты легко переходили из одной сферы в другую. Сегодня, например, многие выпускники физмата МГУ или МИФИ - ведущие менеджеры крупных банков, корпораций. Такая мобильность кадров Западу и не снилась, поскольку там готовят именно узких специалистов. И я очень опасаюсь, что подстраивание под западные стандарты окончательно разрушит традиционное российское высшее образование. Такое впечатление, что этот "поезд с физиками" уже пошел под откос.
СОВЕТЫ АБИТУРИЕНТУ
Сергей Кузин, председатель Московского горкома профсоюза работников народного образования:
- Мой первый и главный совет тем, кто готовится к поступлению в вузы, - готовьте денежки. Введение второй ступени высшего образования - магистратуры - затевается как раз для того, чтобы заставить раскошелиться абитуриентов и студентов. Говорят, только 20 процентов мест там будет бесплатных, а остальные платные. К слову, сейчас в столичных вузах платных мест около 50 процентов.
Второй совет: если хотите с дипломом реально претендовать на работу, то выбирайте не гуманитарный, а технический вуз. Юристов и менеджеров негосударственные вузы уже чертову тучу выпустили. Они толпами бродят в поисках работы, но работодатели не берут - слишком низок уровень образования. Так что лучше не ходите туда, где учат в основном на бакалавров.
Наконец, совет третий: делайте ставку на государственный вуз - его диплом предпочтительнее частного. Только он дает полноценные знания. Подавляющее большинство коммерческих вузов создавалось, чтобы качать из народа деньги.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников