«Цветы таежной надежды» расцвели в Якутии

В Ханты-Мансийске завершился XV фестиваль кинодебютов «Дух огня», принесший сенсации

Начинался этот фестиваль как чистой воды авантюра. Режиссер Сергей Соловьев приехал к тогдашнему губернатору Александру Филиппенко и убедил его организовать на земле Югры крупный международный киносмотр. Мол, киношники устали от «пляжных» фестивалей, они охотно потянутся к сибирской экзотике. Этот расчет впоследствии сполна оправдался. Достаточно сказать, что первым гостем «Духа огня» стал легендарный французский актер Пьер Ришар. Авантюрой же эта идея выглядела потому, что в городе на тот момент не было ни приличного кинотеатра, ни зрителей, приученных ходить в кино. Соловьев переживал: придет ли на первые сеансы хотя бы сотня человек...

Юлия Ауг, исполнительница главной роли в фильме «Прикосновение ветра», была признана лучшей актрисой фестиваля и получила приз имени Александра Абдулова

О тех достославных временах на нынешнем «Духе огня» вспоминали с улыбкой. В городе нынче работают семь киноплощадок, оборудованных суперсо-временной техникой, а киноконцертный зал «Югра-классик», построенный как аналог Каннского фестивального дворца, вызывает неизменное восхищение зарубежных гостей. Что касается зрителей, то события нынешнего фестиваля (а это не только премьеры фильмов, но и спектакли «Стеклянный зверинец» и «Пять вечеров», поставленные Сергеем Соловьевым со студентами своей мастерской, и концерт выдающегося пианиста Юрия Розума, и многочисленные творческие встречи, лекции, мастер-классы) посетили 32 тысячи человек. По сути, в орбиту фестиваля оказался вовлечен каждый третий житель города...

Президент фестиваля Сергей Соловьев со своими друзьями и учениками
 

Сергей Соловьев и его музы

 Несмотря на экономический кризис, который коснулся и этого богатейшего региона, что, увы, негативно сказалось на бюджете фестиваля, на количестве приглашенных звезд, «Дух огня» живет, развивается, обновляется. Юбилейное кинористалище впервые готовил новый программный директор фестиваля — молодой кинокритик, большой знаток и фанат десятой музы Борис Нелепо. Собранная им программа международного конкурса, небольшая, но необычайно емкая, разножанровая и разностильная, превратилась для изумленных зрителей в незабываемое путешествие по странам и континентам, в том числе и весьма экзотическим. Хорошими фильмами из Франции и Польши россиян удивить трудно, но экранные новинки из Египта, Камбоджи, Нигерии, Португалии, выполненные на высоком уровне, стали на «Духе огня» настоящей сенсацией.

«Зарубежная программа оказалась очень качественной, в ней было много эмоций, эстетики, уникальности, талантливых актерских работ, что и делает кино прекрасным», — сказала на заключительной пресс-конференции член фестивального жюри, аргентинский режиссер Милагрос Мументалер. А председатель жюри, народный артист РФ Павел Чухрай добавил, что благодаря высокому качеству фильмов жюри было нелегко выстроить призовую пирамиду. С группой фаворитов определились быстро, а вот в каком порядке они должны следовать друг за другом — тут возникли нешуточные дискуссии. Дело дошло до жесткого голосования, во время которого председатель жюри использовал дарованные ему регламентом фестиваля не один, а два голоса...

В итоге лауреатами стали следующие фильмы. Спецприз жюри (к сожалению, без денежного содержания) достался ленте «Недолгая остановка» — камерной драме, местами грустной, местами смешной, из жизни американских маргиналов. Картину, что характерно, снял киномеханик «Линкольн-центра» Тед Фендт, который все заработанные основной профессией средства пустил на съемки своего дебюта. И, судя по успеху в Ханты-Мансийске, ему есть смысл продолжать режиссерские поиски.

Приз «Бронзовая тайга» и 100 тысяч рублей ушли авторам фильма «В последние дни города» — экспрессивной документально-художественной хроники жизни египетской столицы в канун падения режима Мубарака. Приз жюри «Серебряная тайга» и 300 тысяч рублей, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон», который вручал кинообозреватель «Труда», завоевал фильм «Последняя семья» режиссера Яна Макушиньского, с безукоризненно точной, так и хочется сказать бергмановской психологической достоверностью поведавший историю жизни и смерти выдающегося польского художника Здзислава Бексиньского.

Наконец, главный приз «Золотая тайга» и 600 тысяч рублей были присуждены фильму «Алмазный остров», созданному объединенными усилиями кинематографистов из Франции, Камбоджи, Германии, Катара, Таиланда. Режиссер Дэви Шу снял настроенческую, но и горькую, драматичную историю юного деревенского паренька, который приехал в большой город на строительство ультрасовременного жилого комплекса — рая для богатых, где ему и миллионам простых работяг никогда не найдется пристанища. Этот фильм о камбоджийских гастарбайтерах окрашен незаемным национальным колоритом, наполнен неповторимыми деталями жизни главного героя и его окружения, но он содержит универсальный, общечеловеческий посыл. Оттого «Алмазный остров» нашел отклик и в сердцах югорских зрителей, которые встретили решение жюри овацией.

Куда более сложные эмоции у жюри и критиков вызвал российский конкурс, в котором оказалось 12 работ. Внешне это вполне репрезентативная выборка первых работ наших молодых режиссеров. Но в контексте лучших фильмов молодого мирового кино российские дебюты выглядят достаточно бледно. Член жюри «режиссерского триумвирата» Михаил Брашинский на итоговой пресс-конференции не стал сдерживать эмоций. В работах российских дебютантов он усмотрел «желание сделать все правильно, но не увидел смелости и риска, которые дебютанты должны себе позволять, ведь второго шанса у них может и не быть».

А режиссер Юрий Быков, автор остросоциальных лент «Майор» и «Дурак», отметил, что молодые режиссеры нынче боятся серьезных тем, в основном они «занимаются собой, изучают себя, копаются в собственной пустоте, помноженной на социальный вакуум вовне, оттого во многих дебютных фильмах нет боли и страсти. А без подлинной страсти кино не снимешь». И в заключение добавил: «Поэтому мы и решили отметить работу, в которой эта страсть присутствует».

Самым «страстным» из показанных фильмов оказался якутский триллер «Мой убийца», основанный на реальных событиях. Картина Костаса Марсана, выпускника Высших режиссерских курсов, соединила в себе русскоязычную культуру, якутские типажи и пейзажи плюс азиатский жанровый экстрим. Этого сочетания, смешанного в нужных пропорциях, оказалось достаточно, чтобы завоевать главный приз российского конкурса «Цветы таежной надежды». А приз зрительских симпатий достался мелодраме «Кэрэл. Невидимая красота», снятой — не удивляйтесь — тоже в Якутии местными режиссерами Ильей Портнягиным и Валентином Макаровым. Похоже, московским авторам пора отправляться на стажировку в Якутию, где за последние годы сформировался пока еще недостаточно исследованный киноведами и фестивальными отборщиками феномен якутского кинематографического чуда.

В это здание, специально построенное для фестиваля, «Дух огня» вернется через год...