Не стареют душой ветераны. Этой весной концертная афиша Кремлевского дворца предлагает встречу со знаменитыми французами — Мирей Матье (14 марта) и Шарлем Азнавуром (5 апреля). Для Мирей эти гастроли особенные: исполняется 50 лет ее дружбы с российской публикой, которая ее обожает, но...
Радость от долгожданной встречи с кумиром омрачают цены на билеты. Дешевых (по 1000 рублей) на единственный московский концерт Мирей Матье уже давно нет — остались те, что в разбросе от 3,5 до 25 тысяч рублей. Любопытно, что концерты певицы в знаменитом парижском зале «Олимпия» существенно доступнее: там потолок цен — 75 евро (4,6 тысячи рублей), а начинается отсчет с 15 евро. То есть россиянам концерты звезды обходятся в 3-4 раза дороже. Между прочим, в Таллине, откуда певица летит к нам, действуют парижские цены. Так почему же мы должны выкладывать втридорога?
Поностальгируем? Полвека назад в кассах найти билеты было невозможно, зато залы заполнялись по номиналу в 5 рублей — всевозможными блатными и особо ответственными работниками. Так было летом 1967-го, когда Москва, Ленинград и Казань принимали артистов парижского мюзик-холла «Олимпия» по договору о культурном обмене. Мирей Матье, поющая под аккомпанемент оркестра Поля Мориа, стала гвоздем программы. Следом у Мирей были рукопожатие дорогого Леонида Ильича, незабываемое выступление в Большом театре в 1976-м и... убыточные гастроли. Продюсер Мирей Матье, знаменитый Джонни Старк, пошел на них в 1987 году, как и все остальные звезды того времени — группа Boney M., Элтон Джон, Дидье Маруани... прос-то потому, что, в отличие от современной России, посещение закрытого для большинства западных артистов Советского Союза было невероятно престижным. Успех в стране за железным занавесом означал такой скачок в карьере, что искупал временные финансовые потери.
Смешно говорить, но все 1950-1980-е иностранные исполнители зарабатывали по контрактам с Госконцертом максимум 1500 долларов за одно выступление в больших залах и на стадионах, при этом половину гонорара они получали рублями без права обмена на валюту, то есть должны были потратить эти деньги здесь. Билли Джоэл в том же 1987-м привез в Союз несколько грузовиков с оборудованием и с сожалением констатировал упущенную выгоду в 2 млн долларов...
Сегодня в новой России ситуация остается парадоксальной, только с обратным знаком. Промоутеры знают, что в крупных городах нувориши готовы платить безумные деньги, лишь бы попасть на престижное мероприятие, и пользуются этим.
Претензия, разумеется, не к самой Матье, а к тем, кто занимается ее делами. Ведь она неоднократно давала понять, что, зная уровень жизни в России, всегда идет на уступки организаторам. Но вот идут ли те на уступки зрителю? То, каким образом русские промоутеры зарабатывают, не понимает даже патриарх французской песни и человек с крепкой деловой жилкой Шарль Азнавур. Он не раз говорил, что поражается, как удается собирать с нашей публики такую сумасшедшую дань. Кстати, расценки на его концерт в апреле еще круче — до 34 тысяч рублей.
В конце 1980-х предприимчивый мэтр Азнавур, в одиночку выстроивший большую карьеру, мечтал расширить бизнес, включив в него и дела Мирей Матье (Джонни Старк умер в 1989-м). Однако Мирей долго сопротивлялась, а в дальнейшем это стоило им обоим дружбы. Найти замену гениальному продюсеру так и не удалось, хотя помогать Матье взялась ее родная сестра Моник — менеджер и директор ее продюсерской фирмы.
Вряд ли выдержат сравнение со Старком и наши организаторы концерта Мирей Матье — администрация Государственного Кремлевского дворца и театральное агентство Валерия Левушкина. Ни одна из этих структур не смогла удовлетворить любопытство журналистов «Труда» и ответить по существу о программе мероприятия, не говоря уж о том, чтобы дать на него своевременную аккредитацию. Неужели Мирей вдруг стала безразлична к мнению профессионалов о своих выступлениях? Неужели ее интересует только кассовый сбор?
Характерный штрих: единственное, что мы на сегодняшний день конкретно знаем о концерте Матье, — то, что в нем не будет участвовать легендарный Ансамбль имени Александрова. Хотя именно с этим коллективом у певицы особенно давние и тесные творческие связи, и Мирей была одной из первых, кто откликнулся на трагическую гибель 64 александровцев в авиакатастрофе, прислав весточку соболезнования. Не верится, что она отказалась бы спеть с коллективом, который такими героическими усилиями сейчас восстанавливает свой потенциал и, конечно, был бы рад выступить с любимой артисткой. Скорее всего, ее агенты просто «не смотрели» в ту сторону — это полностью их прокол.
А возвращаясь к ценам... Автор этой заметки заглянул на сайты, торгующие местами на очередное шоу Филиппа Киркорова. Оказалось, уровень примерно тот же. Вот к кому приравняли звезду, полвека освещающую мировую песенную сцену...