Держи карман шире: Минэконом хочет поднять НДФЛ ради роста пенсий

«Молчунов», отказавшихся отдавать свои накопления в управление частникам и не пострадавшим от «заморозки», хотят наказать с помощью налогов 

Министерство экономического развития (МЭР) РФ обсуждает возможность повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с целью заставить граждан более активно делать отчисления в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Пятеро федеральных чиновников подтвердили изданию «Ведомости» информацию о подготовке очередной налогово-пенсионной реформы.

По мнению представителей Минэкономразвития, чем больше гражданин отчисляет в Пенсионный фонд, тем меньше у него должен быть налог, и наоборот – при минимальных отчислениях россиянин должен платить налог по максимуму. Подготовленная схема предполагает увеличение ставки НДФЛ до 15% для граждан, отчисляющих в ИПК менее 4% своих доходов. Нынешняя 13-процентная ставка будет сохранена для тех, кто платит от 4%, а для тех, кто может себе позволить откладывать на пенсию 10% доходов, НДФЛ будет снижен до 10%.

Опять заплатят бедные?

Эксперты отмечают, что подготавливаемая реформа пойдет на благо наиболее обеспеченной части общества, - граждан, которые не заняты повседневным выживанием и могут позволить себе крупные отчисления на старость. Тем же, кто получает в месяц меньше 50 тысяч рублей, а таких в России большинство, новшество принесет лишь дополнительные расходы.

«От идеи больше всего пострадают беднейшие: система накоплений у таких людей наименее востребована, а нагрузка на них вырастет сильнее всего», – пояснила аналитик из Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Пока предложение выглядит как регрессивное налогообложение: чем выше доход, тем ниже ставка», – отметил другой респондент «Ведомостей».

По данным Росстата, средняя зарплата в России – 35 000 рублей в месяц. При этом в большинстве регионов среднемесячный заработок значительно ниже этой суммы. Кризис последних лет сильнее всего ударил именно по доходам широких слоев населения: из-за падения курса рубля доходы россиян еще в начале 2016 года вывалились из европейского кластера и оказались на уровне средних доходов граждан африканских стран.

Инфляция, рост цен на продукты и тарифов ЖКХ привели к тому, что большинство наших сограждан почти полностью «проедают» заработанное. По статистике, в конце 2016-го более половины россиян не имели никаких сбережений, 25% прекратили откладывать на черный день, а 12% тратили деньги, отложенные в прежние годы.

Еще в 2015-м больше половины граждан признавались, что экономят на еде, переходя на более дешевые и низкокачественные продукты. Однако даже по сравнению с этим неблагополучным годом за прошедшие месяцы ситуация только ухудшилась: в период с января по ноябрь 2016-го доля доходов, сберегаемых гражданами, сократилась почти на четверть по сравнению с тем же периодом 2015-го.

Ловкость рук и отсутствие принципов

В сытые нулевые российские власти сочли, что неплохо бы дать порулить частью пенсионных накоплений частным компаниям, так называемым негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В результате было решено создавать смешанную пенсионную систему, где отчисления в государственный Пенсионный фонд дополнялись бы взносами в НПФ.

Переход к новой системе осуществлялся традиционным для России добровольно-принудительным методом. В качестве пряника выступали обещания высокой пенсии, созданной эффективными менеджерами из негосударственных фондов, а в роли кнута использовались угрозы списать, лишить и отказать в части накоплений «молчунам» – так правительственные чиновники прозвали граждан, которые не стали доверять свои сбережения НПФ.

В 2013 году стало известно, что Кабмин решил обнулить около 350 миллиардов рублей накопительных отчислений скептиков, не пожелавших доверять свои деньги мутным финансистам. «Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства, – заявил тогда замглавы Минфина Алексей Моисеев. – Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять два процента, надо ему оставить ноль».

Примерно тогда же власти задумались о возможности начислять пенсии не в деньгах, а в баллах. В перспективе схема выглядела многообещающей: на этапе накоплений правительство могло сделать каждый балл очень дорогим, оценив его, к примеру, в сотни тысяч рублей. По прошествии многих лет, в момент, когда нынешние трудоспособные граждане начнут массово выходить на заслуженный отдых, стоимость баллов могли пересмотреть в сторону понижения, и на выходе миллионы россиян получили бы совсем не те доходы, на которые рассчитывали. Разница между отчислениями и размером выплаты и составила бы доход государства, что избавило бы пенсионную систему от лишнего бремени.

Ситуацию поменял начавшийся экономический кризис. Столкнувшись с первыми сложностями по наполнению бюджета, российские власти тут же заморозили отчисления накопительной части пенсий – те самые, оперируя которыми, НПФ должны были обеспечить красивую старость доверчивым гражданам.

Первая заморозка была проведена в сентябре 2013 года, еще до событий на Украине и начала санкционной войны с Западом. Тогда заявлялось, что решение принято всего на год; однако и в 2014-м, и в 2015-м годах «заморозка» повторилась, а в октябре 2016 года Госдума решила упростить ситуацию и приняла решение заморозить отчисления до 2019 года.

Каждый раз власти и сообщали обществу, что решение позволит высвободить сотни миллиардов рублей на нужные и полезные дела. Однако проблема в том, что эти деньги были изъяты из повседневного оборота и отложены гражданами на старость, отмечали комментаторы. Власти же, не спросив разрешения у владельцев, решили использовать эти средства для решения своих задач.

Интересно, что к моменту, когда руководство страны осознало, насколько ему нужны деньги будущих пенсионеров, правительство угрозами и красивыми обещаниями уже загнало в систему НПФ около 25 миллионов будущих пенсионеров. В результате государство наложило руку на деньги людей, которые в очередной раз ему поверили.

Слежка вместо пенсий

Вслед за изменившейся «генеральной линией» изменилась и риторика официальных лиц. В марте 2016 года вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что только в 2015-м из-за неэффективного управления средствами вкладчики НПФ потеряли 200 миллиардов рублей.

«Вот какая пенсия ожидает людей, которые когда-то выбрали накопительную», – заявила она, добавив, что считает огромным изъяном этой системы непрозрачность управления деньгами в НПФ.

Впрочем, и государство, насколько можно судить из заявлений официальных лиц, не собирается возвращать людям «замороженные» средства. «Источников для этого нет, никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на антикризисные меры. Сейчас пока этот ресурс есть, скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя», – заявил еще в 2014 году глава Минфина Антон Силуанов.

А в сентябре 2016 года Голодец сообщила СМИ, что правительство вообще планирует ликвидировать накопительную часть пенсий. «Это может быть и заморозка, это может быть отмена. Мы просто говорим, что ее нету, а в какой форме, мы пока не знаем», – сказала вице-премьер.

Параллельно стало известно, что Министерство промышленности и торговли просит правительство пустить часть пенсионных денег на исполнение «закона Ирины Яровой», предусматривающего создание системы тотальной слежки за гражданами, включая запись всех телефонных разговоров, сохранение всех СМС-сообщений и всех действий в Интернете.

Новая увлекательная игра

В апреле 2016 года российские власти начали реализовывать очередную пенсионную реформу. Минфин и Центробанк опубликовали «Концепцию индивидуального пенсионного капитала», согласно которой каждый гражданин сам должен заботиться о своей пенсии.

В рамках новой модели сохраняются обязательные отчисления в Пенсионный фонд в размере 22% от годового заработка, но в дополнение к ним граждане могут добровольно платить до 6% своих доходов в НПФ. Очевидно, что последние предложения Минэкономразвития относительно стимулирования пенсионных накоплений касаются именно этой части, дополнительных взносов. «Молчунов», пропустивших десятилетний квест с НПФ, чиновники хотят наказать через повышение налога.

При этом власти не отказываются от идеи использования пенсионных баллов. Именно через них предлагается влить в новую систему собранные НПФ отчисления прошлых лет.