ВЕКТОР ИНТЕРЕСОВ

В последнее время Министерство путей сообщения Российской Федерации проявляет заметную информационную открытость. И не только в связи с успехами. Обсуждаются многие важные проблемы. Свидетельство тому - брифинг, который провел в конце прошлой недели первый заместитель министра путей сообщения Александр ЦЕЛЬКО.

В первом квартале МПС России настраивалось увеличить объем перевозок грузов на 5 процентов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Но отправление грузов увеличилось лишь на 3,4 процента. Прирост, как видите, есть, хотя и не такой, какой планировался. А вот по пригородному сообщению цифры хуже, чем в прошлом году: перевезли на 5 процентов пассажиров меньше, чем планировали.
Статистика не блестящая, но и печальной ее не назовешь. Вместе с тем заметно возросло давление на МПС со стороны оппонентов подготовленного этим министерством совместно с Минэкономики проекта реформы железнодорожного транспорта. Неистовые критики появились даже среди тех организаций и должностных лиц, которые до последнего времени считались соавторами эмпээсовского варианта. К примеру, залповый огонь по позициям МПС, отмечалось на брифинге, ведут представители Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В частности, в одном из недавних интервью главный антимонопольщик Илья Южанов недоумевал: железнодорожная отрасль убыточная, откуда же тогда возьмутся 100 млрд. рублей на инвестиционную программу 2001 года? На нынешний год это только план, но и в минувшем году у МПС была инвестиционная программа порядка 60 млрд. рублей. Прибыли, дескать, нет, а деньги на инвестиции есть?
А вот точка зрения Александра Целько по этой проблеме: "Когда речь идет о прибыли, мы подходим к вопросу по самой строгой мерке. Смотря как посчитать эту прибыль. Ведь всем известно, какое социальное бремя несет на себе российская железная дорога".
Да, у МПС есть долг - 100 млрд. рублей. Но это кредиторская задолженность. Механизм ее возникновения ни для кого не секрет. Эти деньги, подчеркивалось на брифинге, истрачены на благо государства. Они, в частности, пошли на компенсацию дальних и пригородных пассажирских перевозок. За их счет эксплуатируются убыточные линии. Деньги идут также на содержание огромной социальной сферы. Это объекты народного образования, культуры и спорта, больницы и поликлиники, строительство жилья. Потому-то МПС и считает, что кредиторская задолженность - это задолженность искусственная. Она существует лишь на бумаге.
Министерство надеется, что на уровне государства будет найден механизм, который позволит решить этот вопрос справедливо. Один из возможных вариантов: те расходы, которые МПС несет как государственная монополия, должны засчитываться как платежи налогов.
В таком контексте МПС работает прибыльно, с рентабельностью 11 процентов. Ведь железнодорожники ни копейки не получают от государства. Нынешние "правила игры" вынесли за скобки и социальную составляющую расходов. Для ночного клуба подобный подход, может быть, и приемлем, но только не для железной дороги.
Здесь успешно внедряются новые технологии. Предстоящая коллегия министерства 27-28 апреля рассмотрит оптимизированную модель эксплуатационной работы железных дорог. У железнодорожников есть теперь Центр управления перевозками. Создаются региональные и опорные центры. Во второй половине следующего года эта работа будет завершена. Сейчас с помощью компьютеров ЦУПа можно, к примеру, в любое время суток определить местонахождение конкретного грузового вагона или контейнера. Предельно точно отслеживается динамика передвижения поездов по всей территории России.
На следующем этапе предусмотрен переход от информационных к управленческим технологиям. Этот самый ЦУП, напоминающий собой Центр управления полетами космонавтов, в совокупности с другими новшествами, а именно с так называемыми безлюдными технологиями, высвободит за пять лет около полумиллиона работников. Но в отличие от многих новоявленных хозяев российских предприятий "монополисту" МПС далеко не безразлична судьба людей, которые в одночасье лишатся работы.
- Не хочу лукавить, утверждая, что у нас все хорошо, - говорит А. Целько. - Предстоит решать сложнейшие проблемы. Но когда о них берется рассуждать министр по антимонопольной политике, возникает досада. Илья Южанов совершенно необоснованно называет МПС "непрозрачной структурой", бухгалтерия которой что-то скрывает. Всем давно известны наши тарифы, доходная ставка, прибыль, инвестиции и т.п.
На вопрос, каковы, на его взгляд, мотивы такой позиции антимонопольщиков, А. Целько ответил, что трудно объяснить, почему они так высказываются. "Думаю, что они говорят не своими устами и не своими словами".
Слова словами, но за ними следуют и действия. МАП пытается незамедлительно отобрать у железнодорожников право устанавливать внутренние тарифы, а также добивается унификации экспортно-импортных и внутренних железнодорожных тарифов.
Все эти вопросы А. Целько знает не понаслышке. Он является ответственным секретарем правительственной комиссии по тарифам. Правильно, что в перспективе должны быть единые тарифы. Вопрос - когда. МАП заявляет, что в апреле. А. Целько воспринимает это как первоапрельскую шутку.
- Если кому-то взбредет в голову сделать это в текущем месяце, - отмечает он, - перевозить будут только алюминий и глинозем. Все остальное рухнет. Первыми - угольщики, вторыми - черные металлурги, третьими - нефтяники, четвертыми - лесники. Все грохнутся! Сближать тарифы нужно постепенно, поэтапно, а не одним махом.
Те, кто знает железнодорожный транспорт только по вывеске "вокзал", предлагают железнодорожникам увеличить парк вагонов. А зачем? В стране и так их переизбыток. Грузы в настоящее время перевозят 500 тысяч вагонов. Этого достаточно. Но остается актуальной задача - "раскрутить" быстрее колесо. Да было бы что возить.
В тот день от Александра Целько многим досталось за непрофессионализм и некомпетентность. В первую очередь тем, кто хотел бы разделить единую в масштабах страны железнодорожную систему на 17 удельных княжеств - превратить ее в конгломератную кучу. (К чему это привело бы, можно судить по РАО "ЕЭС России"). Досталось и политикам, из-за недальновидности которых закрываются шахты. ("За газ надо получать валюту, а топить углем - он дешевле"). И тем губернаторам, которые отказываются участвовать в компенсации пассажирских перевозок пригородными электричками.
Однако в самом ли деле все беды - от некомпетентности и отсутствия должного профессионализма чиновников и политиков? Многие из них оканчивали школы с "золотыми медалями", вузы - с "красными" дипломами, а некоторые еще и доучивались в оксфордах и кембриджах. Да и умом большинство не обижено. Может, дело все-таки в другом: куда направлен вектор интересов этих людей? На созидание? Или на разрушение?