ОПАСНАЯ СИЛА ИНЕРЦИИ

На традиционном совещании с ключевыми членами кабинета министров в минувший понедельник Владимир Путин подверг необычно резкой критике среднесрочную программу социально-экономического развития, правительственный прогноз на 2002-2004 годы. В этом документе два сценария - пессимистический и оптимистический. "Оба эти плана, даже оптимистический, - сказал президент, - не гарантируют уменьшения разрыва между Россией и основными индустриально развитыми странами мира, о чем мы говорили неоднократно". Темпы экономического развития страны действительно стали снижаться. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата:

РОСТ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА (В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ)
1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
(прогн.) (прогн.) (прогн.)
3,5 9 5 3,2-3,7 3,8-4 4-4,6
Кабинет министров по-прежнему ориентируется преимущественно на модель инерционного развития, определяемого в основном нефтяными ценами, а не структурными реформами в экономике. Впрочем, уже не один год с высоких трибун горячо говорят о необходимости структурных реформ, однако продвижение по этому пути идет замедленно. Теневой сектор, несмотря на снижение налогов, сокращается слабо. Темпы роста производительности труда отстают от повышения реальных доходов. Количество предприятий и организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, в течение прошлого года превышало 65 тысяч. У предприятий становится меньше денег. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) сократился с января по декабрь 2001-го на 17,3 миллиарда рублей, или на 16 процентов. Просроченная задолженность по зарплате в нынешнем году увеличилась на 4,5 миллиарда.
Такова реальная и не очень оптимистичная картина, которая не может не беспокоить главу государства. Судя по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, рейтинги правительства (в целом) и премьер-министра в последнее время снижаются. Число не одобряющих деятельность Михаила Касьянова выросло всего за один месяц с 31 до 39 процентов. Как видим, недовольство Владимира Путина кабинетом министров, определенным дефицитом у него свежих идей и здоровых амбиций совпадает с вектором общественного мнения.
ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ
Мы спросили у известных экономистов, реально ли в сегодняшних условиях выстроить долгосрочную экономическую политику и обеспечить ускорение темпов роста.
Андрей НЕЩАДИН, директор Экспертного института:
- Долгосрочная политика реальна. Потому что ясны угрозы, с которыми мы сталкиваемся - старение основных фондов, демографическая яма, ползучая миграция, потеря управляемости в образовании... Эти тенденции надо видеть и понимать, к чему они ведут. Не для того чтобы пугаться, а принимать соответствующие меры.
А повышение темпов экономического роста - это адекватный ответ на вызовы времени. Мы сегодня попали в ловушку: экономика зависит от ориентированных на экспорт отраслей, а ТЭК даже при благоприятной внешней конъюнктуре не может обеспечить рост экономики больше, чем на 3 процента. Нужны разведка, освоение, новые технологии, наконец, новые рынки сбыта, а они давно поделены. Резкий рывок нам могут обеспечить высокие технологии, формирование внутреннего рынка и малый бизнес. Это возможно при проведении активной государственной промышленной политики, которая должна быть избирательной. Скажем, в оборонке и других ориентированных на внешний рынок отраслях требуется не просто госзаказ, но поддержка экспорта на государственном уровне.
Ну и, наконец, важнейшее направление - формирование внутреннего рынка. Я имею в виду не только повышение реальных доходов, разогревание спроса, а прорыв в передовых направлениях - к примеру, в сфере телекоммуникаций. А что мы имеем сегодня? Компьютеры за 3 года морально устаревают, а срок амортизации - 10 лет. А под высокие технологии нужны высокообразованные кадры - не юристы и экономисты, а математики, физики, микробиологи. Все это и есть предмет государственной промышленной политики.
Иван ГРАЧЕВ, депутат Госдумы:
- Критика президентом правительства, признание того факта, что мы до сих пор не сформулировали свою стратегию выхода из кризиса, - это то, чего все давно ждали. Есть два рычага для вывода страны из кризиса. Первый рычаг предполагает развитие предпринимательства, создание условий для бизнеса, повышающих степень его свободы. Второй рычаг - определение "локомотивных" отраслей.
На мой взгляд, у нас есть три основных кандидата в "локомотивы". Прежде всего - энергетический комплекс в широком смысле этого слова. Нашу энергию вся Евразия будет покупать. Можно за десять лет вдвое увеличить ее производство.
Вторым локомотивом должен стать аэрокосмический комплекс. Налоговые преференции и вложения обеспечили бы нашей аэронавтике вместе с США доминирование в мире. Третьим направлением вполне могут стать информационные технологии. Компьютерный интеллект. В области программирования, математики мы можем быть второй или даже первой страной в мире, если уделим внимание нашей фундаментальной науке.