ПОСТАВИЛИ НА СЧЕТЧИК

Отношение к реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) у большей части населения как минимум настороженное. Более всего пугает перспектива стопроцентной оплаты жилья.

Хотя и привычное утверждение о том, что пока москвичи платят за услуги не многим более 40 процентов, не совсем верно. Взять, к примеру, траты на тепло и воду. Мы расходуем, как правило, куда меньше, чем "нормативные" 420 литров в сутки на человека. Кран ты можешь вообще не открывать, но за четыре сотни литров ежедневно, будь добр заплати. Вот и выходит, что платят-то люди по некоторым статьям часто куда больше ста процентов. Одна из главных задач реформы ЖКХ - переход к разумному, рачительному хозяйствованию. И это в ряде случаев приведет вовсе не к удорожанию, а к уменьшению квартплаты, считает префект Центрального административного округа Москвы Геннадий ДЕГТЕВ. Не верится? Это уже доказано в ходе эксперимента в столичном микрорайоне "Скатертный".
- Мы создали своего рода "демонстрационную зону" высокой энергетической эффективности в этом микрорайоне, чтобы на конкретном примере показать, как можно экономить деньги жильцов, - рассказывает Геннадий Дегтев.- Экспериментом охвачены 20 зданий типичной для центра Москвы застройки, в которых проживает более 900 человек. В домах установили узлы учета ресурсов (счетчики) на отопление, на горячую и холодную воду. В результате с ноября прошлого года учитывается каждый литр воды, каждая калория тепла. И организовали работу так, чтобы подача воды и тепла в эти дома велась в том режиме, который необходим в данное время года и суток.
Экономия получилась внушительной. К примеру, с ноября по январь потребители получили 9500 гкал тепла. А не будь счетчика - пришлось бы платить (по договору) за 15950 гигакалорий. То есть плата за тепло сократилась на 40 процентов. Та же ситуация и с водой. Расход холодной воды в среднем составил 210 литров на человека в день, а не 260 (по нормативу). А горячей воды, оказывается, выливается вдвое меньше фиксированной нормы - всего 85 литров. За нее жильцам теперь не придется переплачивать вдвое.
- Если перевести эти литры и проценты в живые деньги, сколько выходит?
- Ошибаются те, кто считает, что это копейки. Ведь расходы на тепло и воду составляют значительную часть квартплаты. Судите сами: в состав жилищно-коммунальных услуг входит плата за наем жилья, техническое обслуживание, текущий ремонт, тепло и воду. Так вот ставки оплаты отопления, водоснабжения и канализации менее чем за два года возрастали уже трижды. В то время как плата за услуги по содержанию и ремонту домов остается неизменной с 1994 года (за технические услуги в результате мы платим всего 7 процентов), а за капитальный ремонт население не платит вообще - эти расходы целиком дотируются из бюджета. Вода же и тепло будут дорожать и дальше, следовательно, их "вес" в квартплате еще вырастет.
В нынешней ситуации, когда поставщик не только назначает цены, но и "указывает", сколько вы потребляете, жильцы - в бесправном положении. Скажем, завтра поставщик воды скажет, что каждый жилец потребляет не 420 литров воды в сутки, а тысячу. И возразить ему будет трудно. Чтобы такого не происходило, и нужно ставить счетчики.
Теперь конкретный пример. Возьмем трехкомнатную квартиру площадью 75 квадратных метров, в которой проживает семья из четырех человек. При полной оплате услуг за отопление, холодную и горячую воду семья должна была бы платить 796 рублей в месяц. А после установки счетчиков оплата составила 571 рубль. То есть 225 рублей в месяц - реальная экономия.
-Почему жильцы других домов, районов не проявляют стремления обзавестись подобной энергосберегающей системой?
- Ставить счетчик на отдельно взятую квартиру пока, естественно, невыгодно, ведь он тоже стоит денег. Выгодно для жильцов использовать его на целый подъезд, дом или даже несколько домов. Тогда расходы на установку аппаратуры тут же окупятся. Но для этого все жильцы должны договориться, "скинуться" - что требует времени.
Вообще лучшая возможность уйти от диктата поставщиков коммунальных услуг - это объединение жильцов в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Эти товарищества уже не принимают чужие условия, а диктуют свои. Они могут отказаться от услуг ДЭЗа и нанять вместо него другую, более эффективную эксплуатирующую организацию, могут самостоятельно заключать выгодные для себя договора с поставщиками воды, тепла, других услуг. По существу, объединившись в товарищество, жильцы начинают сами решать, какую квартплату вносить. Проводят конкурсы среди организаций на право обслуживать свой дом и выбирают тех, кто предлагает лучшие услуги за меньшие деньги. Нанимая частные эксплуатирующие фирмы, естественно, жильцы будут оплачивать их работу на все сто процентов. Но эта стопроцентная оплата может в перспективе обойтись и дешевле, чем нынешние 44 процента. Добавлю к этому, что только в Центральном округе Москвы подобных объединений жильцов уже около 400.
- Но, как известно, далеко не все товарищества собственников жилья отказываются от услуг ДЭЗа и берут на себя ответственность за обслуживание своего дома. Почему?
- Сегодня из всех ТСЖ округа реально управляют своими домами лишь 29 процентов объединений. Многие из созданных товариществ не начали работу просто потому, что, оформив организацию, не знают, что делать дальше. Или боятся брать на себя ответственность. Уж лучше плохо работающий и берущий деньги непонятно за что ДЭЗ, чем необходимость думать, рассчитывать, заключать договора, идти к выгодным рыночным отношениям методом проб и, не исключено, и ошибок... Нынче мы работаем над тем, чтобы разработать понятную экономическую модель работы ТСЖ. Получив конкретные научные рекомендации, товарищества наверняка смелее возьмутся за дело.
С другой стороны, в нерешительности ТСЖ есть и определенный плюс. Ведь если бы все сейчас кинулись скоропалительно и повсеместно отказываться от услуг ДЭЗа, неизвестно: стало бы лучше? Это должен быть планомерный, постепенный процесс.