19 октября 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СВЯТОСЛАВ МЕДВЕДЕВ: И ГЕНИЙ - ПАРАДОКСОВ ДРУГ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 10 Апреля 2002г.
Внешне он напоминает грецкий орех. Ту его часть, что скрыта под скорлупой. Только чуть светлее, мягче да извилин больше. Весит в среднем от 900 граммов до 2 кг. Есть в нашем теле органы и "мощнее" при гораздо меньшей значимости. Этот же -один из важнейших, способствует тому, чтобы человек был человеком. Мозг.Изучают его не одно столетие. В том числе и в нашей стране. В Петербурге создан даже специальный институт, основное направление которого - исследование высших функций мозга: мышления, внимания, памяти, речи, эмоций, творчества.У директора Института мозга, доктора наук, члена-корреспондента РАН, прямого потомка знаменитого психиатра Владимира Бехтерева и академика Натальи Бехтеревой Святослава МЕДВЕДЕВА я спросила:

- Насколько далеко продвинулась наука конца ХХ - начала ХХI века в изучении мозга человека? И сколько еще осталось?
- Чтобы понять, насколько продвинулись вперед, надо знать, насколько велико целое, а это определить трудно. Могу сказать, что мы в нашем институте существенно больше стали знать о том, где находится центр речи, а также центр управления движениями, какие части мозга нельзя трогать у больного, а какие - можно. Благодаря чему научились лечить некоторые психические заболевания, ранее считавшиеся неизлечимыми. Пример - наркомания. Эффективность ее излечения, достигнутая моими коллегами по институту, - 60 процентов. В мире - не выше 7 - 8 процентов. То есть продвинулись далеко, но сколько еще осталось - все равно неизвестно.
- И что же происходит в мозгу человека, приобщившегося к наркотикам? Почему многие так быстро становятся зависимыми от этой отравы?
- Есть у нас в мозге так называемая лимбическая система. Она представляет собой, если говорить упрощенно, круг. И вот в этом круге, стоит только понюхать "травки" или вколоть себе в вену ампулу соответствующего содержания, происходит психологическое привыкание, проявляющееся в том, что по этому кругу начинают реверберировать импульсы. Причем настолько мощные, что человек не может им сопротивляться. Какой бы сильной ни была воля - не спастись, затягивает. Мы научились воздействовать на этот круг. И патологическое наркотическое влечение исчезает. Откуда берутся наркоманы? Группа повышенного риска, - в частности, дети с так называемым дефицитом внимания. Обычно в каждой школе, в каждом классе есть несколько учащихся, главным образом это мальчики, которые отличаются крайней неусидчивостью. Учителя нередко гневаются на них, наказывают. Но когда специалисты занялись такими ребятами, оказалось, что у них мозговая дисфункция. Видимо, во время беременности их мать много курила или пила, по некоторым другим причинам - у этих детишек недоразвились определенные функции мозга. Потому-то они и не могут сосредоточиться, больше двух минут на одном предмете их внимание не задерживается. Мы доказали, что это может быть излечимо.
- Вы сказали, их мозг недоразвит, стало быть, неполноценен...
- А его можно натренировать. Не подавлять его функции, как это делают за рубежом, пичкая ребятишек транквилизаторами, из-за чего они становятся сонливыми, скучными, толстыми, а именно - тренировать. Мозг имеет огромные резервы, и мы это учитываем.
- Под огромными резервами вы подразумеваете некие сверхвозможности мозга?
- А что такое "сверхвозможности"? Этого я не знаю. И никто не знает. В Москве есть учреждение, схожее с нашим, - Институт мозга, созданный специально для изучения мозга выдающихся людей. В 20-х годах минувшего века там исследовали "мыслительные аппараты" многих гениев, коими в те годы считались и наши вожди. И никакой существенной разницы между их мозгом и мозгом среднего человека не нашли.
- А что такое гений с точки зрения человека науки?
- Могу сказать: гений - это человек с "поломанным" мозгом. Иными словами, тот, который придумывает то, чего быть не может, потому что не может быть - как всем кажется! - никогда. Из физиков я отношу к таковым только двух: Альберта Эйнштейна и Нильса Бора. Почему? Ландау, Гейзенберг, другие знаменитые ученые, работавшие в этой области науки (наиболее объективной из всех, потому я и взял ее для примера), сделали очень много. Работали талантливо, логично, но - не более того. Что касается Бора... Все физики мира считали, что электрон, вращаясь, должен излучать. А он сказал: "Предположим, вращается и не излучает". Абсурд? Да. Однако из этого, как всем казалось, нелепого предположения вышла вся квантовая механика! Прозорливость, нестандартность мышления - "приметы" гениальности.
- Может, нам всем стоит немножко "повернуть" мозги, чтобы обрести способность "зреть в корень"?
- У нормального, в смысле - негениального, человека есть некий внутренний ограничитель, не позволяющий ему увидеть то, что увидеть "простым взглядом" невозможно, непреодолимый "порог условности". Гения же, как правило, ничто и никто не сдерживает.
- В вашем институте исследуют природу гениальности?
- А как изучить гения? И кто из твоих современников соответствует данному "званию"? Это покажет только время.
- "Потусторонние", как их называют, явления изучали?
- Много раз пытался исследовать их. Ко мне приходили люди, называли себя экстрасенсами: на любые вопросы, мол, можем ответить, по истории болезни рассказать о судьбе человека. Пожалуйста, говорю, вот вам коробок, сколько в нем спичек? А вот - дюжина историй наших пациентов, какую достать? Ответ был либо ошибочный, либо вообще никакого ответа...
- Академик Наталья Петровна Бехтерева, основатель и научный руководитель вашего института и "по совместительству" ваша мать, не отрицает существования "потустороннего мира", некоего "высшего разума". Объяснить, как она пишет в своей книге "Магия мозга и лабиринты жизни", ничего этого не может, но и не отрицает, обозначив мистические явления, с которыми сталкивалась и сама лично, словом "зазеркалье".
- Я как ученый могу изучать только те факты, которые являются научно доказанными. В "потусторонние", мистические явления можно верить или не верить, но сколько ни пытались доказать их "правдивость" - не удается.
Моей маме за три недели до смерти приснился сон, что она умрет 1 декабря. Мы тогда даже не подозревали о смертельной ее болезни. Мама умерла 1 декабря...
Очень много подобных примеров человеческого предвидения. В моей личной жизни - в том числе. Моя бабушка успела проститься со всеми, кто был в тот момент рядом, сообщив, что умрет "сегодня вечером". Как она это почувствовала? А моя мать спасла однажды меня от верной гибели одной совершенно неожиданной в ее устах фразой: "Смени шины". Она понятия не имела, какие шины на моей машине и что вообще их можно менять. Тем не менее, если бы не послушался тогда ее, погиб бы через неделю, попав в жуткую аварию. А так отделался царапинами... Но мы не можем пока все это изучать. Нет соответствующих механизмов. Мы не знаем еще, как к этому подойти. А примеры, несмотря на то, что их очень много, - для науки не доказательство. Хотя как "просто" человек - я верю.
- Я слышала, будто физики косвенно доказали, что душа есть.
- Нет, они не существование души доказали. Они доказали только, что, когда человек умирает, происходят какие-то процессы. Ну, так это естественно... С одним из крупных иерархов нашей церкви мы договорились провести совместный семинар на тему "Душа и мозг". Должен получиться интересный (надеюсь, и полезный для всех участников) диалог.
- То, о чем мы говорим с вами, можно, видимо, отнести к неразгаданным пока загадкам мозга человека. А какие еще загадки интересуют ученых?
- Например, такая: почему наш мозг столь умный? Если сравнить его с мозгом дельфина или шимпанзе - у них ничуть не хуже. Между тем обезьяны, несмотря на то, что некоторые особи удается обучить языку знаков, далеко не дотягивают до человеческого уровня.
- Глядя на мозг, можно определить - умному человеку он принадлежит или глупому?
- Вопрос интеллекта - чисто психологический. Потому что человек может быть глупым во всем, кроме своей профессии. И наоборот. Как в известном анекдоте о философе Вольтере. Пришли к нему ученые - юрист и химик. Посидели, поговорили. Возвращаются домой. "Да, энциклопедические знания у человека, - говорит один. - Жаль, что ничего не понимает в химии". "И в праве тоже", - вторит ему попутчик... Однако в интеллекте Вольтера никто не сомневается. Есть классический тест IQ, который показывает скорость соображения. Совсем не факт, что Эйнштейн успешно бы справился с ним. У американца Джорджа Буша, например, показатель IQ средненький, что не мешает ему, однако, быть президентом огромной страны. А уж как невысоко оценивали в свое время умственные способности Рейгана, а он тем не менее считается одним из лучших президентов, сумел вывести США из жуткого кризиса. Значит, ни IQ, ни размеры мозга - его вес, объем, количество извилин в нем - не являются показателями ума (или - наоборот). Конечно, я не рассматриваю случаи патологии.
- А возраст человека сказывается, стареет мозг?
- Сам по себе нет. Но на его работе сказываются состояние сосудов, болезни. Очень много зависит от самого человека. Если он постоянно "нагружает" свою голову - читает, сочиняет, разгадывает, учит, осваивает - то есть не дает интеллекту "засохнуть", то и в преклонном возрасте мыслит, как молодой. Возьмите нашу Российскую академию наук. В ней немало тех, кому далеко за восемьдесят, иные еле двигаются. А начнешь с ними разговаривать - заслушаешься! Ум - цепкий, быстрый, идеи - интересные, желания и дальше трудиться хоть отбавляй.
- Помните роман Беляева "Голова профессора Доуэля"? Там гениальную голову престарелого ученого его друг, тоже ученый, предавший, впрочем, Доуэля, отделив от тела, использует в своих преступных целях. Вы в вашем институте еще не обсуждали возможность пересадки "умной старой головы" на молодое тело?
- Куда актуальнее для нас научиться соединять разорванный вследствие травмы или по какой-либо другой причине спинной мозг. Мы пробовали делать это, добились определенных успехов. Человек в результате начинал двигать конечностями. Очень медленно, не так хорошо, как нам бы хотелось, но - двигал. Сейчас приостановили эту работу, потому что она слишком дорогая, на нее нет денег. Это беда нашего института - то, что мы делаем, как будто бы нужно лишь богатой стране. Что говорить о помощи несчастным паралитикам, когда в нашем Российском государстве множество здоровых людей погибает из-за того, что им нечего есть, нищенствуют старики, получая грошовую пенсию. Наши начинания будут востребованы только тогда, когда люди станут жить нормально.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.