03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ ЛАПШИН: АПР БУДЕТ ДРАТЬСЯ ЗА КАЖДУЮ СЕЛЬСКУЮ ШКОЛУ!

Ганюшкина Юлия
Опубликовано 01:01 10 Апреля 2003г.
"Да какое в деревне могут дать образование?! - пренебрежительно кривит губы собеседник, чиновник от образования. - Для чего государству тратить бюджетные деньги? Ни знаний, ни воспитания. Полтора учителя на сорок человек, дрова возле парты и глобус вместо футбольного мяча! Ни одна самая лучшая сельская школа не сможет конкурировать с самой плохонькой городской". Ни одна, говорите?

Наверное, благодаря таким чинушам родилось на государственном уровне решение о закрытии "неперспективных" сельских школ. Это очень похоже на злую волю, сознательное стремление уничтожить деревню. Ведь известно, что сегодня именно школа является стержнем, на котором держится село: крестьяне придают не меньшее значение образованию, чем горожане. Достаточно закрыть школу, чтобы деревня начала умирать. И слабо верится, что в правительстве не знают об этом. Хотя, быть может, и не знают, если с таким пренебрежением относятся к сельским школам.
Жаль, не присутствовал этот чиновник на первом международном конкурсе образовательных учреждений имени А.С. Макаренко, не был на церемонии награждения лауреатов и не видел триумфа сельских педагогов.
Двенадцать школ, училищ, колледжей из разных регионов - от Хабаровска до Москвы - приняли в нем участие. Из них пять конкурсантов - сельские учреждения, составившие достойную конкуренцию городским. Да еще какую конкуренцию: из четырех премий три, включая первую, были присуждены двум сельским школам и детскому дому!
Казалось бы, городские школы находятся в более выгодных условиях: одни только коммуникации и близость научных и культурных центров дорогого стоят. Да и комплектация педагогических коллективов едва ли не на порядок выше: в городе-то работать учителем поди комфортней, чем в деревне. Ан нет! Просто у "деревенских" не было иного выбора, кроме как стать лучшими, сотворить педагогическое чудо не благодаря тепличным условиям, а вопреки социально-экономическому кошмару, в котором оказалось российское село.
Хотя нет. Выбор есть. Можно бросить детей и уехать. Можно надеяться на государство, но дождаться, что министерские чиновники сократят полупустую школу как неперспективную.
А можно, вопреки безалаберности государства, начать строить оазис образования и культуры, обеспечивая будущее своей деревни. Так, как сделали это в деревне Малаховка Сосновского района Нижегородской области (третья премия).
Четыре сельских школы (совокупное число учащихся - менее 400 человек из 12 населенных пунктов) скооперировались и создали в 2000 году учебно-производственный центр на базе школы в деревне Малаховка, где директором работает Николай Шобонов. В совместном хозяйствовании центра - 200 га земли, теплицы, животноводческие помещения, техника. Продукции, произведенной ученическими бригадами, хватает и на полноценное питание школьников, и на пополнение материальной базы школ. Но главное, что кооперация позволила педагогам готовить детей к рациональному ведению сельского хозяйства (в том числе и на основах самоуправления), дать им начальное профессиональное образование.
Более эффективным стал и учебный процесс: совокупный педагогический коллектив четырех школ обеспечивает ученикам максимально полный объем знаний. К примеру, в одной школе оборудован компьютерный класс, в другой - класс изучения тракторного дела, в третьей - сильные преподаватели по отдельным предметам.
В Малаховке, по сути, реализована одна из моделей возрождения деревни и сельского хозяйства, которую поддерживает и реализует Аграрная партия России. "Сейчас самые умные крупные крестьянские хозяйства, чтобы сохраниться, начинают интеграцию с личным подворьем, - считает Михаил Лапшин, председатель АПР, глава Республики Алтай. - Не каждый дом может содержать трактор, чтобы вспахать, не каждый - сенокосилку, чтобы корма заготавливать". В конечном итоге деятельность подобных кооперативов - на уровне школ или подворий - постепенно оздоровляет социально-экономическую обстановку на селе и помогает более эффективно использовать экономические ресурсы.
Эффективно работает и педагогический коллектив Городищенской школы Старооскольского района Белгородской области под управлением директора - Курчиной Валентины Дмитриевны (первая премия конкурса). В 1997 году школа взяла 141 га пашни и, имея всего один учебный трактор, ученическая производственная бригада вырастила урожай (ячмень, картофель, свекла, капуста, огурцы, помидоры) на 60 тысяч рублей. В 2001 году с 250 га (стали выращивать еще и пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник, морковь, просо и лук) произвели продукции на 930 тысяч рублей. Сегодня бригада хозяйствует уже на 318 гектарах.
Благодаря ее деятельности удалось значительно удешевить питание, было отремонтировано здание и благоустроена территория школы, оборудован компьютерный класс, куплена аппаратура для досуга и техника для работы. Городищенским школьникам нравится трудиться на земле, при этом многие успевают не только учиться и работать, но и заниматься научными исследованиями. А школа дает не только среднее, но и профессиональное образование: водителя, тракториста, швеи.
Уже этих двух примеров достаточно, чтобы понять: даже в сложнейших социально-экономических условиях у села есть огромный потенциал для возрождения. И корни его - именно в сельских школах, в энтузиазме педагогов-подвижников и их преданности своей профессии. Опыт пяти конкурсантов наглядно доказывает, что стремление избавиться от части сельских школ является грубейшей ошибкой.
"Нельзя принимать скоропалительные решения об их закрытии! - убежден директор Малаховской школы Николай Шобонов. - Если вы сейчас закроете школу - все, села уже не будет. Об этом и мировой опыт говорит, и наш, отечественный. Сейчас многие наши выпускники, кто учится в городе, хотят вернуться в родные деревни. Но если здесь не будет школ, то им просто некуда будет возвращаться".
С ним согласен и председатель Аграрной партии России Михаил Лапшин, которого больше года назад избрали руководителем Республики Алтай - одного из самых сельских регионов страны.
"В СССР умирали тысячи сел, считавшихся "неперспективными". Я в Горном Алтае принял 248 сел, и пока буду работать в республике, все села будут сохранены и возрождены. Мы начали строить школы на 15-20 ребятишек, чтобы сохранить деревни. И этого Аграрная партия России будет добиваться по всей стране. Мы будем драться за каждую сельскую школу!"
Кстати, АПР, поддержавшая конкурс имени Макаренко, учредила специальные призы для сельских школ - цифровые видеокамеры, которые были торжественно вручены всем пяти конкурсантам на церемонии награждения.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников