Искусствоведы в рясах

Как Моцарт угодил под горячую руку протоиерею Чаплину

Отношениям религии и искусства — сотни и тысячи лет. На эту непростую тему высказывались самые разные мыслители — от Августина Блаженного до Льва Толстого. Теперь в этот ряд попал и протоиерей Всеволод Чаплин. На днях на круглом столе в галерее Марата Гельмана председатель Отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества поделился своим взглядом на историю мировой музыки, в которой Моцарту, Баху и ряду других прославленных композиторов отвел роль попсы.

Цитирую: «Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи». Понимая, что его суждение миллионам поклонников классической музыки покажется, мягко говоря, странным, священник обосновал свое право на такую оценку: «Сегодня люди вправе делать выводы относительно того, нравится им какая-то часть искусства прошлых веков или не нравится. Мы можем спорить и с Перовым, и с Толстым, с Пушкиным, Моцартом, Бахом, который тоже написал много однообразных вещей, хотя они отмечены особой печатью».

Каких только оценок не приходилось терпеть Вольфгангу Амадею еще при жизни — от слов «слишком много нот, милый Моцарт», сказанных ему таким «ценителем прекрасного», как австрийский император, до натурального пинка под зад от управляющего делами Зальцбургского архиепископа, когда композитор осмелился попросить об увольнении с должности придворного музыканта:

Но с тех пор прошло больше 200 лет. И что такое музыка Моцарта, люди успели понять. Уже в музыкальной школе ребятишки знают о его гениальных симфониях, фортепианных концертах, о полной тайн и скрытых смыслов опере «Дон Жуан», о чудесной сказке «Волшебная флейта»… Неужели для отца Всеволода все это — лишь «отдельные озарения»? Да одного Реквиема хватило бы, чтобы Моцарт навсегда вошел в число величайших художников человечества.

А 20 фортепианных сонат — это тоже «однотипная попса»? Да, они все в одной форме. Как в одной форме написаны и 48 прелюдий и фуг Баха из сборника «Хорошо темперированный клавир». Или 24 прелюдии Шопена. Или прелюдии и фуги Шостаковича: Но только у любого мало—мальски чуткого к красоте человека, хоть раз послушавшего эту музыку, язык не повернется назвать ее однообразной и попсовой.

Вряд ли бы согласился с отцом Всеволодом Пушкин, находивший даже в самых безмятежных произведениях Моцарта скрытый трагизм («незапный мрак иль что-нибудь такое»). Или Римский-Корсаков, написавший по пушкинскому «Моцарту и Сальери» оперу, полную громадной боли за великого коллегу, убитого завистливой серостью. Или Милош Форман с его фильмом «Амадей». Или десятки, сотни других художников, исследователей, посвятивших свой душевный пыл Моцарту.

«Бритни Спирс XVIII века..." Точно так же, глянув мимоходом на похожие личики Рафаэлевых Мадонн, можно было бы сказать: ага, Энди Уорхолл XVI века. Или, пролистав «Преступление и наказание», приравнять Достоевского к Акунину. А Толстого с его «Анной Карениной» — к авторам дамских романов... Интересно, будут ли сочинять оперы и снимать фильмы о Бритни Спирс в XXIII веке?

Проще и соблазнительнее всего было бы объяснить неуклюжесть суждения отца Всеволода элементарным невежеством: ну да, наверное, услыхал как-то «Маленькую ночную серенаду» и решил — вот он, весь Моцарт. Думаю, все же дело не в этом: Чаплин — не чужой человек в филармонических залах, и даже музыкальные фестивали (например, Пасхальный) ему приходилось открывать. Так что вряд ли он не слыхал о 41 моцартовской симфонии или 200 баховских кантатах и уж тем более вряд ли по здравом рассуждении объявил бы эту музыку, каждая нота в которой вдохновлена образом Бога, «попсовой».

Но уж очень в последнее время замотали иерарха полемисты. Вот и на той встрече в галерее Марата Гельмана спор в основном шел о том, считать ли недавний скандальный панк-молебен в храме Христа Спасителя художественным перформансом, или элементарным хулиганством, или «преступлением хуже убийства». А в схватке страсти разгораются. Вот уже кому-то рокерши видятся узницами совести, а отцу Всеволоду вся попса кажется врагом, и даже Моцарту перепало под горячую руку.

Так и хочется всем участникам этого спора сказать словами Пушкина, вложенными им в уста Вольфганга Амадея: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Или, добавлю, переслушай оперу Моцарта — и просветлей духом!

А в это время

Новосибирский митрополит Тихон возмутился выставкой эротических гравюр Пабло Пикассо. На встрече с мэром священнослужитель заявил, что эта выставка запрещена во всем мире. Митрополит объяснил это тем, что, по его словам, там представлены все виды извращений, передает «Интерфакс». Иерарх предложил альтернативу: по его словам, эту выставку следует заменить бородинскими панорамами.