«Попасть» можно хоть в Египте, хоть на Кубе

Только по стране отгремела история с банкротством одного из крупнейших туроператоров «Ланта-тур», как тут же российские отдыхающие застряли на Кубе и в Доминикане

Причина все та же — финансовые трудности, но уже у другого оператора ITC.

По данным на понедельник, на Кубе оставались порядка 70 клиентов оператора. Проблема возникла с отелем: ITC не смог оплатить пребывание туристов в гостинице. Мало того, около 300 туров было продано заранее. Как сообщает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, сумма долгов туроператора составляет около 26 млн рублей, а страховка — 30 млн рублей.

«Берите с собой деньги!»

Если сейчас туристов просто выселяли из отеля, в конце января — начале февраля отдыхающих от «Ланта-тур» держали в заложниках в гостиницах.

«Россия — слишком большая страна. Туроператоры разоряются, но их по-прежнему много. Меры, которые сейчас принимают, как, например, создание компенсационного фонда, рассчитаны на помощь скорее туристам, а не операторам. К разорениям они имеют косвенное отношение. Меры необходимы для того, чтобы наши граждане могли получить поддержку в экстренных ситуациях. Например, когда нужно оплатить пребывание в отеле, чтобы их там не унижали, или срочно вывезти из страны. В остальных случаях все еще существуют финансовые гарантии туроператора», — отмечает в разговоре с «Трудом» Ирина Тюрина.

Вот только как уберечь себя от попадания в эти ситуации, не знает никто. «Банкротства случаются все чаще, и понять, кто следующий окажется в такой ситуации, невозможно. Более того, в законодательство до сих пор не внесены изменения, которые могли бы если не уберечь туристов, то хотя бы защитить их финансовые права. Первое, что необходимо сделать, — увеличить фингарантии. Клиенты „Ланта-тур“ получили только половину той суммы, которую заплатили. Гарантии в 100 млн мало. Второе — клиенты должны быть защищены не только от банкротства оператора, но и от банкротства страховой компании. Пока есть только бесполезные предложения, которые на практике не принесут никакой пользы. Тот же компенсационный фонд при существовании 2,4 тысячи компаний становится неуправляемым, могут начаться и массовые мошенничества. Прообразом той системы, которая могла быть оказаться нужной в экстренной ситуации, может быть саморегулирующаяся организация из 25 компаний. А в России даже после череды банкротств останется порядка 1 тысячи туроператоров», — считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

История падений туроператоров

В ноябре 2010 года компания «Капитал Тур» прекратила свое существование. К этому моменту за рубежом находились 2,7 тысячи клиентов разорившегося оператора. В мае 2010 года была отозвана лицензия компании «Инногарант», где была застрахована финансовая ответственность «Капитал Тура».

В январе 2012 года о своем банкротстве объявила «Ланта-тур вояж». В результате пострадали 7 тысяч туристов. Выплаты туристам начались в конце марта.

В апреле 2012 года в России выдвинуто предложение о создании фонда поддержки туристов за рубежом.

Нелетная погода

К сожалению, отдых может сорваться не только из-за туроператора. Попасть в неприятную ситуацию можно и при самостоятельной организации отдыха. Причиной могут стать привычные для европейцев и дикие для нас забастовки пилотов, авиадиспетчеров и стюардесс.

В этот понедельник провели забастовку пилоты авиакомпании Iberia, которые борются против создания бюджетного авиаперевозчика Iberia Express. Работники планируют проводить забастовки каждые понедельник и пятницу вплоть до конца июля.

Пострадать от стачки могут россияне, вылетающие из Москвы в Мадрид и обратно. Ситуация с совместным рейсом Iberia и Vueling Airlines, который летает из столицы России в Барселону и обратно, пока остается под контролем.

Из новостных сводок стало известно, что Iberia всеми возможными способами пытается пересадить пассажиров на другие рейсы. Тем, кто не попадет на вожделенный борт, возможно, будут предоставлены гостиница и питание.

«Забастовка — это форс-мажор, в случае которого турфирма, например, не несет никакой ответственности. А уж в случае самостоятельного туризма придется искать выход самому: либо приобретать билеты на другой рейс, либо дожидаться замены», — комментирует ситуацию юрист Клуба защиты прав туристов Федор Коробков.

В подобной ситуации туриста может подстерегать еще одна неприятность — отмена брони отеля. Если вы бронировали гостиницу самостоятельно, то ждать вас там будут в течение 12 часов после начала заезда. В большинстве случаев после этого бронь аннулируют. И в случае, когда вы уже совершили пред-оплату, и в случае, когда только собираетесь это сделать, подобная проволочка грозит вам штрафом — от суммы оплаты одной ночи до суммы оплаты всего пребывания.

«Необходимо в кратчайшие сроки связаться с отелем и объяснить ситуацию. Отель может пойти на уступки и не только сохранить вашу бронь, но и продлить сроки пребывания. В большинстве случаев гостиницы идут на это, ведь вы не прилетите на место не по вашей вине», — отмечает юрист.