Фильм Андрея Смирнова получил шесть премий «Ника»
Сенсации не случилось. Хотя еще до начала церемонии ежегодной национальной кинопремии, которая прошла в зале «Крокус Сити Холл», кинематографическая элита увлеченно обсуждала версию, согласно которой главным фаворитом на этот раз являлся фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятый при поддержке Первого канала. Мол, кто девушку ужинает (а церемонию «Ники» после долгого перерыва показывал как раз Первый канал), тот ее и танцует.
И поначалу все вроде бы подтверждало такой расклад событий. Вот на сцену в качестве «вручантов» косяком пошли медийные персоны Первого канала: Владимир Познер, Александр Масляков, Лариса Гузеева... Вот пародист Максим Галкин изящно насмешничает над другими популярными персонажами Первого канала, в частности над Еленой Малышевой, ведущей программы «Жить здорово!». Вот «Высоцкому» ушла награда в одной из первых объявленных номинаций — за лучшую работу звукорежиссера (Владимир Литровник). Вот на сцену поднимается известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан, сыгравший в «Высоцком» одну из главных ролей в качестве актера, — его находит приз «Открытие года». Но на этом триумф «Высоцкого», собственно, и завершился.
К чести моих коллег, академиков «Ники», они смогли отделить отменно распиаренный, но скромный по своим художественным достоинствам фильм от действительно значимых лент, которыми был богат год. В их числе, например, картины «В субботу» Александра Миндадзе, «Мишень» Александра Зельдовича, «Сибирь.
Но основная борьба, как и предсказывали серьезные аналитики, развернулась между двумя выдающимися работами, а именно — между фильмом относительно молодого режиссера Андрея Звягинцева «Елена», уже прошумевшим по западным фестивалям, поймавшим в свои сети несколько «Золотых орлов», и грандиозной сагой
Призовой пасьянс, который разложили академики «Ники», можно считать безукоризненно точным. «Елена» получила четыре приза в принципиальных номинациях: за лучшую режиссуру, операторскую работу (Михаил Кричман), женскую роль (Надежда Маркина) и женскую роль второго плана (Елена Лядова). Создатели фильма «
Андрей Смирнов не скрывал радости от награды — слишком долго он шел к ней. «Юношей я учился во французской спецшколе, — сказал, получая главную „Нику“, режиссер. — Уже тогда я мечтал о кино, и, помню, на французском языке репетировал речь, которую, думал, произнесу, когда придет время прошествовать по красной дорожке Каннского фестиваля, чтобы получить приз. Но так получилось, что Канны и Венецию я видел только издалека. Однако сегодня я об этом не жалею. Потому что признание моих коллег по цеху, таких, какие они есть — родных, ревнивых, страстных, да еще на юбилейной „Нике“, — для меня дороже всего на свете».
Сразу после окончания церемонии обозревателю «Труда» удалось задать главному триумфатору «Ники» несколько вопросов.
— Андрей Сергеевич, это ведь едва ли не первая ваша награда за довольно длинную творческую жизнь?
— У меня есть одна актерская «Ника» — за роль Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены». А наград за сценарии и режиссуру у меня действительно нет. Советская власть мои фильмы калечила, а не награждала. Так что это моя первая премия. Боюсь, и последняя.
— Вы ее ждали?
— Что значит, ждал — не ждал? Я старался даже не думать в эту сторону. Да, я очень болел за свою творческую группу — за
— Как оцениваете картины ваших соперников по «Нике»? Какие их фильмы вам нравятся?
— Ну я же не могу отделить себя от фильма «Елена» Звягинцева, в котором я снимался. Андрей Звягинцев — замечательный режиссер, со своим видением мира. Я рад за своих партнерш, замечательных актрис Надежду Маркину и Елену Лядову. Из других фильмов мне нравится «
— После этого успеха вам не захочется удивить мир новой работой? Если не завтра, то хотя бы через 30 лет?
— Ну, через 30 — это поздновато будет. (Улыбается.) Но вы угадали, я работаю сейчас над новым сценарием. Правда, говорить об этом пока рано. Вы будете первым, кому я расскажу подробности.
К сожалению, праздничный вечер «Ники» не обошелся без скандала. Спровоцировала его светская львица Ксения Собчак, которая вела финальную часть церемонии вместе с Юлием Гусманом. Во время вручения спецприза за активную благотворительную деятельность актрисам Чулпан Хаматовой и Дине Корзун отвязная блондинка, явно перепутав площадку «Ники» с Болотной площадью, обратилась к Хаматовой с подковыристым, как ей казалось, вопросом: «Чулпан, скажи, пожалуйста, если бы ты не занималась благотворительной деятельностью, ты бы поддержала кандидата в президенты Владимира Путина или осталась бы в стороне от политической деятельности?»
Собчак намекала на ролик во время избирательной кампании президента РФ, в котором актриса агитировала за Путина. Зал онемел, а потом буквально взорвался возмущенными криками и свистом от неуместности и бестактности прозвучавшего вопроса. Юлий Гусман попросил Собчак свернуть не предусмотренную сценарием политическую дискуссию. К этому же мягко призвала Ксению и Чулпан Хаматова: «Ксюша, давай не будем это обсуждать, это же праздник кино!»
Но упорная блондинка стояла на своем.
«У нас свобода слова. И я имею право везде задавать вопросы, которые считаю нужным», — раз за разом повторяла Собчак в микрофон.
Тут на сцену буквально вылетел актер Евгений Миронов, который ранее вручал актрисам приз.
«Знаешь, в чем разница между тобой и этими девочками? В том, что они делают доброе дело не ради рекламы и не ради количества просмотров на YouTube — в отличие от тебя», — заявил он Ксении Собчак. И поставил в разгоравшемся конфликте вполне убедительную точку.