Тренерам нельзя давать второй шанс – с ними надо расставаться без сожаления

Франц Беккенбауэр – о голе Льву Яшину, чемпионате мира 2018 года и… коррупции в России

10 апреля состоится один из интереснейших матчей Лиги чемпионов, в котором встретятся «Бавария» и «Ювентус». А корреспонденту «Труда» незадолго до этого поединка довелось побеседовать с почетным президентом мюнхенского клуба Францем Беккенбауэром.

Кайзер Франц – редкий человек в мире футбола, кто после завершения карьеры стал настоящим функционером и много решает в спорте. За словом в карман он тоже не лезет: недавно, после победы мюнхенцев над «Ювентусом» в их первом матче, раскритиковал итальянского вратаря Буффона (такого же чемпиона мира, как и он, между прочим). Да так раскритиковал, что пришлось потом извиняться.

Наш разговор с лучшим центральным защитником XX века и одним из двух футболистов планеты, кто стал чемпионом мира как игрок и как тренер, был гораздо дружелюбнее. Мы встретились в Рио-де-Жанейро, где выбирали лучших спортсменов года по версии Мировой спортивной академии Laureus. Беккенбауэр в свои 67 лет зажигал там не меньше, чем на поле в свое время: танцевал самбу, пил коктейли с ромом и лаймом. Так, за танцами и тостами, и рассказал обо всем по порядку.

– Прежде всего поздравляю с потрясающей победой «Баварии» в немецком чемпионате!

– А вы болеете за нас? Постоянно? Ну, здорово, спасибо! Мне правда очень лестно слышать от девушки из России слова поддержки в адрес моего клуба. Благодаря таким болельщицам мы и добиваемся успеха! Если честно, я не понимаю, почему так получилось, что два предыдущих года чемпионат выигрывала «Боруссия», а не мы. Наконец-то мы это исправили.

– Как вы считаете, нынешний состав «Баварии» способен и дальше ковать победу за победой, в том числе в Лиге чемпионов?

– Считаю, что сегодня «Бавария» ни слабее, чем за… дайте-ка подумать… чем за последнее десятилетие. А наш вратарь Мануэль Нойер – выдающийся голкипер, один из лучших в истории.

– Даже лучше нашего Льва Яшина?

– Ой, не знаю… Конечно, я прекрасно помню Льва Яшина… Это не просто вратарь от Бога – это один из величайших футболистов. До сих пор приятно вспомнить, уж простите, что в 1966 году я забил ему гол в важнейшем матче – полуфинале чемпионата мира. В Англии это было… Да, но тот гол – это просто подарок судьбы, просто Яшину чуть-чуть не хватило длины рук, чтобы его достать. Но я не могу сравнивать Нойера и Яшина. Это две разные эпохи. К тому же у Мануэля все впереди, он еще не раз удивит нас всех своим мастерством.

– Как насчет ваших нападающих и защитников? Всеми довольны?

– В целом да, хотя у нас иногда, очень редко, хромает и то и другое. Особенно не мешало бы прибавить в нападении. Сейчас как раз обсуждается, не перейдет ли к нам Уэйн Руни…

– И как? Перейдет?

– Да кто его знает. (Смеется.) К сожалению, не в моей власти заставить кого-то к нам присоединиться. Многое в нынешнее время зависит не от желания игрока приносить пользу команде и защищать цвета какого-то клуба, а от того, насколько выгодный в финансовом плане предложат контракт.

– Ну как может чисто английский игрок вписаться в «Баварию»? Он же там будет как чужеродное тело, как Халк в «Зените», как Это’О в «Анжи», как…

– Нет, я совсем так не считаю. Я не верю в то, что за немецкие клубы могут выступать только немцы. Так и до расизма дойти недолго. Напротив, Руни отлично бы вписался в «Баварию». Посмотрим, что там решат его и наши менеджеры. Это настоящий профессионал, я бы хотел, чтобы мы заполучили его.

– По статусу вы должны быть вроде как лояльны ко всем остальным в футбольном мире, с вашей-то вершины. Вы же, напротив, за словом в карман не лезете, любого можете раскритиковать. Что, например, откровенно можете сказать о наставнике сборной Германии Йоахиме Леве?

– У меня здесь все просто: если Лев показывает наш уровень, я горжусь и радуюсь. Если проигрывает – как, например итальянцам в полуфинале Евро-2012, – то я, как бы помягче сказать, расстраиваюсь. Немцы очень требовательно относятся к своим футбольным победам и поражениям. Если какой-то тренер не оправдывает наших ожиданий, мы расстаемся с ним без доли сомнения и сожаления. Второй шанс – это понятие точно не для нас. Надеюсь, Лев проявит себя в следующем году. Не думаю, что крупная неудача позволит ему остаться у руля сборной. Но в то же время я всегда оптимистичен – уверен: у нас все будет хорошо.

– А у нас? Как вы считаете, на что способна Россия на грядущем мундиале?

– Прежде всего я уже рад за вас в том смысле, что вы отлично продвигаетесь в своей отборочной группе.

– Неужели вы следите за нашими матчами?

– Конечно, всех игр с участием сборной России я не видел, но, само собой, знаю, что вы идете пока только с победами и обогнали даже португальцев. Есть о чем задуматься. Еще я помню, что России давненько не было в финальной стадии чемпионатов мира. Не упустите свой шанс в этом году, у вас пока все идет как надо. И удачи через год в Рио! Верю, что вы туда отберетесь. А дальше – все в божьих руках. На то он и мундиаль, что никто не знает, кто победит. У всех шансы примерно равны, очень многое решает какой-то внеземной фактор, по моему опыту.

– А как насчет нашего домашнего чемпионата мира в 2018 году? Собираетесь к нам? Мы приглашаем!

– Приеду, раз приглашаете. Уверен, что все пройдет на высшем уровне. Вы такую Олимпиаду в 1980 году организовали – весь мир до сих пор помнит. Без преувеличения. И тут тоже справитесь.

– Хотелось бы, но многие, в том числе журналисты, заняты подсчетом средств, которые могут разворовать при возведении стадионов, аэропортов, дорог…

– Коррупция – это бич многих стран, это болезнь, с которой борется весь мир. Я не знаю, что тут можно посоветовать, правда. Могу лишь сказать, что вложения в чемпионат, какими бы они ни были, обязательно окупят себя. Даже если вам сейчас кажется, что будет построено очень много стадионов и вряд ли они будут использоваться после окончания мундиаля, это не так. Они создадут здоровую футбольную среду в городах, и еще больше детей начнут заниматься футболом профессионально. И подарят вам будущих чемпионов. Одно это уже здорово.