Главная Культура 12:07 10 Апреля 2019 1653
Симфонический парад имени Ростроповича

Как петербуржцы отогревали итальянца, а поляк возвращал кураж испанцам

Сергей Бирюков
Ольга Ростропович открывает в Большом зале консерватории фестиваль имени своего отца. Фото автора

Фестиваль имени Мстислава Ростроповича в Москве с самого начала зарекомендовал себя как парад лучших оркестров и дирижеров мира. Конечно, бывали приливы и отливы, но прошедший с 27 марта по 3 апреля Десятый, в соответствии со своим юбилейным статусом, превзошел большинство предшествовавших.

Одно только перечисление участников, собранных под знамена смотра его главным организатором Ольгой Мстиславовной Ростропович, воодушевляет: Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме под руководством Антонио Паппано, Симфонический оркестр Мадрида, он же оркестр-резидент оперного театра «Реал» с Густаво Химено за пультом, наконец, в виде пикантной экзотической пряности, «Йокогама симфониетта» с маэстро Казуки Ямадой из Японии… Сразу извинюсь перед гостями с Востока – их послушать не удалось, но на выступлениях всех остальных участников программы я присутствовал. И с удовольствием расскажу о них.

Начали устроители смело и немилосердно по отношению к остальным оркестрам с кульминации – концерта петербуржцев. Прославленный коллектив, как и положено оркестру с таким статусом, захватил слух с первых же тактов – стремительных и порывистых пассажей веберовской «Эврианты». Какая отчетливость струнных даже в этом головокружительном темпе! Первые скрипки, вторые, альты и так далее – каждая партия смычковых звучит как один инструмент. «Пространственный» звук валторн, таинственно вырастающее из настороженной тишины драматическое фугато – все эти увлекательные романтические приемы переданы виртуозно и точно.

В Виолончельном концерте Шумана от оркестра потребовалось совсем другое умение – до предела убрав физическую силу, остаться надежной основой для мелодического высказывания солиста, окутывая его по-шумановски приветливой гармонической и подголосочной тканью, которая в этом трогательно-лирическом, очень интимном по тону произведении особенно тепла. Правда, сам солист Энрико Диндо, показалось, далеко не сразу вошел в это настроение – довольно долго звук его инструмента казался плосковатым и даже ученическим, но под конец то ли мы привыкли, то ли вправду петербуржцам удалось вовлечь и его в чудесную добрую ауру этой музыки.

Центр и самая насыщенная часть программы – симфония «Из Нового света» Дворжака. Все комплименты по поводу групповой игры или точных, идеально ложащихся в общую тембровую мозаику духовых соло в первой части; все восторги относительно «органной» меди и «лугового» многоцветия солирующих деревянных во второй части; все восхищение насчет кинематографически-эффектных наплывов тем-лейтмотивов, делающих четырехчастную симфонию эмоционально рельефной, как горный пейзаж, – все это здесь так же в силе, как и по отношению к другим исполнениям петербуржцев. Может быть, иногда в игре чувствовалась излишняя накатанность – не исключено, Юрий Хатуевич специально экономил эмоции в этой горячей музыке, например, затушевав наступление репризы финала, которую дирижеры обычно подают как суровый и прекрасный вселенский глас…

Юрия Темирканова и Заслуженный коллектив России благодарит ректор Московской консерватории Александр Соколов

Нелегко после этого пришлось Оркестру Мадрида! На удивление спокойно, без присущей этой музыке взрывной остротЫ прозвучала Alborada del Gracioso («Утренняя песня шута») Равеля, написанная великим французом в испанском духе, который гости из тех краев словно бы не прочувствовали. Дал шанс коллективу реабилитироваться Первый концерт поляка Кароля Шимановского с прекрасной солисткой, испанской скрипачкой Летисией Морено. Это тот случай, когда деликатность звука, в отличие от итальянского виолончелиста из первой программы фестиваля, не тушевала, а наоборот, подчеркивала значительность партии. И оркестр буквально воспрянул, столь же деликатно, притом ярко колоритно передав эту тончайшую, нежно сплетенную партитуру – изысканнейший образец славянского модерна в музыке.

Скрипачка Летисия Морено и музыка Кароля Шимановского помогли Симфоническому оркестру Мадрида и дирижеру Густаво Химено вернуть себе кураж

Начало второго отделения, родной испанцам Мануэль де Фалья – сюита из балета «Любовь-волшебница». И снова, вот парадокс – ощущение аккуратно играемых нот, не более того. Ближе к требуемому настроению прозвучала сюита из «Жар-птицы» Стравинского – да и невозможно равнодушно исполнять эту играющую огненными сполохами музыку, соединившую русский кучкизм с утонченнейшими находками импрессионизма.

Оркестру «Санта-Чечилия» во главе с Антонио Паппано выпала привилегия сыграть на фестивале не одну, а две программы. Они оказались монографическими. Первая – бетховенская. Не возьму на себя смелость сказать, что она войдет в историю смотра как одна из его вершин. «Эгмонт» прозвучал массивно, вроде бы «как нужно», но, пожалуй, не хватило резкости, бескомпромиссной отчетливости бетховенского интонационного рисунка, ритма и формы. Разочаровала поначалу и интерпретация Третьего концерта, особенно «листовское» обилие педали у молодого итальянского пианиста Франческо Пьемонтезе, к тому же не слишком стилистически точного при «досочинении» известной бетховенской каденции первой части. Но дальше произошла радостная трансформация: во второй части рояль запел настоящим бетховенским звуком, а в третьей музыка обрела и бетховенскую пружинную энергетику. После чего в бисе – Ля-бемоль мажорном экспромте Шуберта солист укрепил свою репутацию тонкого интерпретатора венской музыки XIX века.

Пианист Франческо Пьемонтезе и оркестр Академии Санта-Чечилия во главе с Антонио Паппано сыграли Третий концерт Бетховена на подъеме

Пятую симфонию Паппано сыграл «как в лучших домах». Слава богу, не переусердствовал с быстрым темпом в первой части, не растянул в скучном адажио вторую, нагнал ровно столько, сколько нужно, тревоги и тумана в скерцо, дал волю ослепительному до мажорному сиянию в финале… Но так эту хрестоматийную партитуру играют многие.

А вот что, думаю, запомнится как уникальное событие – так это исполнение на следующий день Девятой симфонии Малера. Сам масштаб этой четырехчастной глыбы, идущей около 75 минут, обуславливает ее нечастое появление в программах. Впрочем, слово «глыба» не очень подходит к детальнейше проработанной партитуре, эмоционально подвижной, как душа ее автора, одного из самых глубоких художников всей мировой музыкальной истории. Какое многозвучие, многокрасочность, многотемность – и притом цельность! Некоторые части, особенно вторую (лендлер) по тонкости прописи, по обилию тембровых контрастов я бы назвал концертом для оркестра. Третья (бурлеска) поражает предвосхищением самых острых моментов музыки ХХ века, вплоть до Шостаковича 1930-х — 1940-х годов, даже можно уловить подобие темы нашествия из «Ленинградской» симфонии.

Наконец, финал – почти получасовое адажио, впитавшее в себя вагнеровские и брукнеровские мотивы, но совершенно свободное от вагнеровской «надчеловечности» и брукнеровской наивности: это идущее из самой глубины человеческой натуры пение без слов, выражающее внутренне горение творца, который понимает, что пишет СВОЮ ДЕВЯТУЮ симфонию, помнит о сакраментальном значении этого рубежа в творчестве великих предшественников – Бетховена, Шуберта, того же Брукнера, девятыми завершивших свой симфонический и жизненный путь.

Когда «догорела» последняя интонация (не знаю, случайно или намеренно Малер вывел одну из проникновеннейших своих тем на почти точное цитирование знаменитой арии Caro mio ben Томмазо Джордани), то после этого прощального признания в любви зал, наверное, минуту пребывал в молчаливом трансе – только после этого разразилась овация, подобной которой давно не доводилось слышать.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11541
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7242
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6915
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6124
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6053
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?