10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ: 9 МАЯ - ЭТО ВСЕ, ЧТО У НАС ОСТАЛОСЬ

Режиссер Иван Соловов снял фильм "Отец" по рассказу классика советской литературы Андрея Платонова "Возвращение". Картина вышла на экраны аккурат к Дню Победы. Главную роль в ней сыграл популярный актер Алексей Гуськов, вошедший в десятку отечественных актеров, которых, согласно проведенному опросу, зрители в первую очередь представляют в военной форме.

- Алексей, кинокритики считают, что человек, знающий о войне только по рассказам своих дедов, не может достоверно передать атмосферу военного времени.
- Знаете, у нас ведь история не о войне. Она о любви. Об оттенках любви. Там есть такой момент. Когда солдат, главный герой, уходил на фронт, его дочери было семь месяцев. Вернулся - ей уже 5 лет. Он заходит в избу, протягивает руки: "Доченька!" А она ему в ответ: "Уйди. Ты чужой дядька". Я этот эпизод в прошлом году на праздновании 9 Мая рассказал Рафику Исканову. Это мой знакомый вертолетчик, Герой России, неоднократно летал на выполнение боевых операций в Чечне. Он мне говорит: "Представляешь, у меня то же самое было!" Семья - это вечная тема. Мое участие в фильме - это в первую очередь дань уважения старшему поколению. Ветераны Великой Отечественной сейчас для молодежи - динозавры, о которых мало что известно. А ведь они так же, как и мы, любили, переживали, мечтали быть любимыми, возвращались домой. В человеческой природе ничего за шестьдесят с лишним лет не изменилось.
- То есть эта платоновская история в принципе могла случиться и в наше время?
- Абсолютно! Авторы сценария предлагали: давайте перенесем действие рассказа в Чечню или в Афган. Но мы не стали этого делать. Нет смысла. Платоновская Россия, знакомая по воспоминаниям детства, совсем другая, чем Москва или Санкт-Петербург. Двухэтажная. С колодцами во дворах.
- Съемки фильма наверняка проходили в небольших населенных пунктах средней полосы?
- Мы снимали в Ярославской области. Еще было три экспедиции вокруг Питера и несколько съемочных дней в Москве. Рыбинск сыграл роль среднестатистического российского города. Платонов ведь сделал обобщающую историю - никаких конкретных названий мест, где происходят события, вы у него не найдете. Главный герой - Иванов Алексей Алексеевич. Его жена - Любовь (имя-то какое!) Иванова. Двое детей - старший мальчик и девочка младшая. Опять же среднестатистическая русская семья. Я думаю, за это Платонова и исключили из Союза писателей. За якобы клеветнический рассказ о послевоенном времени. Мы показали фильм в готовом варианте французским коллегам. История им понравилась, но они сделали замечание: "У вас название не определяет главную мысль. Гораздо интереснее было бы "Чужой" или что-то в этом роде". Мы сказали, что фильм с таким названием в нашем прокате провалится. Все будут вспоминать "Чужой", "Чужие" Джеймса Кемерона.
- Почему решили именно этот платоновский рассказ экранизировать?
- Я играл в театре в пьесе по этому рассказу Платонова. И в 2003 году на съемках другого фильма, когда мы с режиссером Иваном Солововым прикидывали, какую картину будем снимать дальше, я сказал: "По Платонову". Иван прочитал рассказ, говорит: "Мне нравится". Ну а дальше была долгая история написания сценария. Перевести платоновскую прозу на язык кино сложно. Например, такая фраза: "Прежде он воспринимал жизнь через преграды самолюбия и собственного интереса. И лишь теперь коснулся ее обнаженным сердцем". Гениально! А попробуй ее снять! Сложно было пройти по тоненькой, поэтической, очень выразительной платоновской линии. Отобрать слова, чтобы язык не выглядел вычурно. "Сердце мое темное стало", - произносит героиня. Мы же в жизни так не говорим. Но мы оставили весь текст каноническим, платоновским. А его большие описания старались разбавлять где-то сценой, где-то пейзажем. Получился абсолютно коллективный труд. Понятная история: он, она... А у нее кто-то третий. А у него тоже кто-то есть. И как это склеивать?
- Вспомните ваш самый яркий съемочный день!
- Я палец сломал. Прыгал с поезда, зацепился шинелью. Этот дубль, кстати, в фильм и вошел.
- Почему каскадеров не позвали на подмогу?
- Потому что видно все на экране. Экран же большой сейчас, подмена будет тут же замечена. И вообще я обычно сам стараюсь пройти все этапы съемок. Это моя профессия. Но в этом фильме сложных каскадерских сцен практически не было.
Сейчас снимается картина "Государь". Там я по крышам бегаю. Риск, конечно, большой. Но обычно в таких случаях все зависит от каскадеров, их опыта и профессионализма, ведь они страхуют. А в "Отце" я был сам виноват, что с пальцем так вышло. Сам зацепился.
- Фильм вышел на экраны накануне 9 Мая. Родные наверняка рассказывали вам истории, связанные с войной.
- Мое детство пришлось на 1960-е. Я еще из поколения, которое помнит. У меня оба деда - фронтовики. Один погиб, не дожил до победы. Мы жили в Архангельске, в деревянном доме с печкой. 9 Мая каждый год к моему дедушке Мише приходил его друг - дедушка Афоня. Они наливали водочки, выпивали. Пели песни, вспоминали. Так что для меня это семейный праздник. Я вообще думаю, что у нас в стране единственное, что осталось (я имею в виду праздники), это 9 Мая. Христианская Пасха, мне кажется, больше дань моде. Огромное количество людей худеют во время поста. А пост и диета - вещи разные. А 9 Мая... В прошлом году по телевизору впервые предложили: "Повесьте георгиевские ленточки!" Вся страна повесила! Это не напускное! Искреннее, наше.
- Военных сложно играть?
- Я людей играю. И не делю их на военных, гражданских, врачей, педагогов, капитанов, лейтенантов. То, во что они одеты, это предлагаемые обстоятельства, не больше.
- Но многие зрители между тем вас почему-то определяют как "замечательного актера в военной форме".
- У меня есть такие картины, как "Рагин", "Таежный роман", "Мусорщик"... Они разные, мои герои. Я снимался в 40 картинах. На съемках "Отца" форму надел в третий раз.
- Вы сказали, что пьеса "Возвращение" одно время шла в театре и вы в ней играли. Что ближе лично вам - театральная сцена или киносъемки?
- Я одинаково люблю и театр, и кино. Но больше работаю в кино. Так сложилась судьба актерская. Ведь как бывает? В театре актер находит "своего" режиссера, и их взаимный профессиональный интерес продолжается долгие годы. И есть много обратных примеров, к которым, видимо, отношусь и я. Не было такого режиссера театрального, чтобы мы с ним, как говорится, "нашли друг друга". Ничего страшного я в этом не вижу. Зато у меня удачно складывается судьба в кино.
- Главная тема фильма "Отец" - это семья. Актуальная проблема нашего времени. Когда молодые люди наотрез отказываются жениться, выходить замуж, заявляя, что "институт семьи и брака себя полностью изжил". А как считаете вы?
- Как "институт обязательств и обязанностей", тяжелый, потный, долговой - в таком виде не нужен никому. А как убежище, место, где можно быть слабым, есть с кем поделиться своей печалью, как некое понимание, что ты не один в этом мире, что твоя кровь имеет продолжение - это другое дело. Такой семья и должна быть, и будет.
- То есть ваш герой в фильме "Отец" в итоге остается с семьей?
- Мой герой всегда останется с семьей и в семье.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Алексей Гуськов родился в 1958 году в городе Бжег. После окончания школы приехал в Москву, поступил в Технический университет имени Баумана. Проучился пять лет, но так увлекся театром, что бросил технический вуз и поступил в Школу-студию МХТ. Сыграл более 30 ролей в кино. Женат на актрисе театра и кино Лидии Вележевой. Воспитывает двоих сыновей и дочь.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников