ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН

О "военной" любви написаны сотни книг, сняты фильмы. Но это явление совсем не исследовано психологами. Почему в экстремальной ситуации все чувства обостряются? Приводит ли внезапно возникшая страсть к прочному браку? В кого мы влюбляемся на краю пропасти: в реального человека или в идеальный образ?

"ЧЕКИСТКИ", НЕВЕСТЫ И ПАТРИОТКИ
Полковник Вадим Пименов успел послужить и в Афганистане, и в Чечне. Поэтому сегодня он может с полной уверенностью утверждать: война создает все условия для возникновения любви.
- Когда я служил в спецназе, наш батальон стоял в местечке Бараки-Барак, в 30 км от Кабула. Обстановка была такая напряженная, что каждый день, как последний. Поэтому чувства вспыхивали порохом. Но нельзя сказать, что любовь на войне - это как в кино. То есть герой на танке, в крови, она его спасла - тут-то все и закрутилось.
Девушки ехали в Афганистан по разным причинам. Были те, кого привлекали хорошие деньги. Зарплату выдавали "чеками", и поэтому мы называли их "чекистками". Другие приезжали в поисках мужей - и действительно находили их. Ну и, конечно, были такие девчонки, которые, как в 41-м, ехали на фронт по зову сердца. Они были готовы терпеть лишения, жить в палатке, без воды и доппайка, но не идти в любовницы к командирам.
Один из сослуживцев Вадима, капитан Олег Д., без памяти влюбился в медсестру из "инфекционки" - госпиталя, в котором лечили желтуху. Он был женат, но уже больше года провел вдали от семьи и истосковался по женской ласке. Чтобы увидеться с любимой Оленькой, он натурально рисковал жизнью - до госпиталя ему приходилось идти около километра по неохраняемой территории. А еще он постоянно тратился на дорогие подарки - доставал в Кабуле духи, аппаратуру, одежду.
Ольга все принимала, но после семи вечера Олега неизменно выгоняла. "Милый, - говорила она, - уже поздно, становится опасно, тебе пора идти". А однажды Олег все-таки вернулся с полпути... Все получилось, как в пошлом гражданском анекдоте: "Возвращается муж из командировки...". На койке медсестры Оли сидел главврач госпиталя. И тоже с духами.
Понятно, бывали и другие истории. Но вот хеппи-энд наблюдался нечасто.
- Они оба были старлеями, - вспоминает Вадим Пименов. - Миша и Наташа. Водитель и связистка. Это была любовь с первого взгляда. Проблема оказалась в том, что через три месяца у Михаила истекал 2-летний срок контракта, а Наташе еще предстояло служить 1,5 года. Они решили пожениться прямо там, в Афгане, чтобы Наташа могла поехать с мужем к новому месту его службы.
Расписаться можно было только в посольстве, в Кабуле. И вот они накрыли в гарнизоне стол: тушенка, сгущенка всякая, - сели на БТР и поехали. Расписались. А на обратном пути их БТР налетел на фугас. От машины и людей не осталось ничего. То есть вообще ни-че-го... Кто бы мог подумать, что их семейная жизнь будет продолжаться всего час?
ВОЛШЕБНЫЕ ПОГОНЫ
А может, все дело в волшебных погонах? Главными отличительными чертами военных считаются чувство долга и умение брать на себя ответственность. Вот интуиция и подсказывает женщине: если мужчина готов защищать Родину - значит он защитит и свою семью. То есть военные воспринимаются женщинами прежде всего как надежная опора.
Кроме того, военная служба связана с риском. А раз мужчина готов пожертвовать жизнью, то он наверняка человек сильный и смелый. И от него вполне можно иметь здоровое потомство.
- Действительно, женщины обожают мужчин в форме, - подтверждает психолог Александр Полеев. - Русская женщина хочет брака навсегда, и форма для нее - символ надежности. Ни у курсантов, ни у молодых офицеров никогда не было проблемы найти себе жену. Даже сейчас - в трудные для армии времена - военные пользуются успехом.
В женском воображении мужчина в форме - потенциальный герой, с автоматом наперевес бросающийся на врага. А в военных условиях это и происходит прямо у нее на глазах. Она видит реального героя: он и спасает товарища, и отбивает у врага высоту, и преодолевает кручи и бездны.
У меня была пациентка, которая сохранила девственность до 30 лет. Она была врачом, и в первую чеченскую кампанию поехала на Кавказ. И там встретила настоящего героя, который смелой атакой своего подразделения спас жизнь двум сотням солдат, а потом еще и кровь для раненых сдавал. Потрясенная женщина отдалась ему первым же вечером, в палатке. И оба были абсолютно счастливы!
КАК РАСПОЗНАТЬ НАСТОЯЩЕГО ГЕРОЯ?
Чем отличается "военная" любовь от "мирной"? Такой вопрос мы задали известному психологу Александру ПОЛЕЕВУ.
- В свое время в США проводилось исследование. Один и тот же актер знакомился на улице с девушками. С одними - в парке, а с другими - на сильно качавшемся (почти опасном!) мостике. И оказалось, что впечатления от одного и того же мужчины у девушек в разных местах сильно отличались. При знакомстве на мостике эмоций было куда больше, и они были сильнее. И это касается любой экстремальной ситуации, к которой, разумеется, относятся и военные действия.
- Почему в опасной ситуации человек больше расположен к любви?
- Это сложная тема, которой в России толком еще не занимались. Но в целом известно, что романтическое чувство в экстремальной ситуации возникает быстрее. Правда, речь, как правило, идет не о любви, а о влюбленности. Которая, впрочем, вполне может перерасти в любовь - но может и угаснуть.
Это касается любых экстремальных условий, будь то захват заложников, автокатастрофа или социальные потрясения. Ситуация может быть простой: скажем, вам нужно сделать суперважный звонок, а телефона нет. И вот кто-то приходит вам на помощь. Если он потом попытается за вами поухаживать, очевидно, что ваша симпатия к нему будет сильнее, чем к человеку, с которым вы познакомились, мирно гуляя в парке.
Или другая весьма распространенная ситуация - нападение хулиганов. Я знаю случай, когда две девочки возвращались из театра, и на них напал человек с ножом. Девушек спас молодой человек, который стоял рядом, на автобусной остановке. Причем людей было много, но только он, увидев, что за девушками бежит парень с ножом, бросился наперерез и выбил нож.
Молодой человек работал обычным провизором в аптеке, он не был даже спортсменом. Но он повел себя как настоящий герой, и девушки сразу пригласили его в кафе. В результате этот парень через три месяца женился на одной из девушек (правда, через три года они развелись).
- Наверно, экстремальная обстановка разрушает какие-то поведенческие стереотипы. Человек вдруг понимает, как все хрупко в жизни и как надо ценить каждый миг...
- Конечно. Опасность вообще способствует знакомству, и симпатия возникает быстрее. Может, она и так возникла бы на третьем свидании, но тут-то оба понимают: третьего свидания может и не быть!
Надо сказать, что в опасном месте (в частности, на войне) возрастает не только способность влюбляться, но и сексуальное возбуждение. Реальная опасность усиливает сексуальное влечение и у женщин, и у мужчин. Причем секс в военно-полевых условиях не требует никаких изысков или супертехники.
Один парень жаловался мне на свою подругу, которая по контракту уехала медсестрой в Дагестан и по уши влюбилась там в омоновца. До этой встречи мой клиент - бизнесмен - даже представить себе не мог, что она способна ему изменить. Он спрашивал ее: "Как же ты, такая чистюля, отдавалась ему прямо в лесу, в антисанитарных условиях?!" - "Но это было так классно!" - отвечала она.
- Долго ли может продлиться чувство, возникшее под пулями?
- Такая любовь часто основана на идеализации человека. Когда реальный образ вступает в конфликт с идеальным, отношения распадаются. Мы же вообще влюбляемся не тогда, когда появляется кто-то подходящий, а когда есть внутренняя потребность любить. И любовь в экстремальной ситуации опасна тем, что мы легко можем привязаться к человеку, к которому в здравом уме и трезвой памяти и не подошли бы.