ОТПРАВЛЯЯСЬ В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ, МОНТИРОВКУ НЕ ЗАБУДЬ

С наступлением лета начинается пора волнений автомобилистов. Путешествие на машине - это такая прелесть! Между тем избалованные московским сервисом и жизнью автомобилисты часто даже не подозревают, какие катаклизмы могут ожидать их на дорогах. Каждый, кто совершил хотя бы семидневный автопробег, привозит массу различных историй, приключившихся с ним. Есть среди них и те, о которых лучше не вспоминать.

"ТРАССУ КОНТРОЛИРУЮТ БАНДИТЫ"
К сожалению, такого дорожного знака у нас нет. А не мешало бы ставить его на многих российских дорогах. Короче говоря, быть бдительным, особенно на незнакомой трассе, сам Бог велит. Автотурист - весьма лакомый кусочек не только для профессионального преступника, но и для мелкого хулиганья. Еще бы! У него есть деньги, ценности, машина, наконец. Да и искать его кинутся не сразу, если что. Как уберечься от беспредела? Доверимся специалисту, заместителю начальника отдела розыска управления ГИБДД Московской области Олегу БИРЮКОВУ. Его советы стоит запомнить.
1. Перед дальней поездкой проштудируйте маршрут следования по подробной карте. Распределите время прохождения отдельных участков. Лучше ехать днем. Езда в темноте не сулит ничего хорошего, да и отдыхать надо полноценно. За сутки рекомендуется проходить не более 600 - 700 километров. Наметьте места для привалов и ночных стоянок. В некоторых городках есть уже платные паркинги. Не брезгуйте ими. Остановки на обед или отдых безопаснее устраивать вблизи населенных пунктов, недалеко от стационарных постов ГИБДД. На крайний случай можно присоединиться к таким же, как вы, автотуристам. При появлении у машины даже подростка, насторожитесь и приготовьтесь к быстрому отступлению: возможно, бандиты послали мальчишку на разведку. Об оружии и других средствах самообороны можно говорить много. Тут важно иметь разрешение на нож, пистолет, ружье и так далее. Туристский топорик можно возить с собой всегда. Он сгодится не только для самозащиты. Однако не стоит забывать, что ваша машина, даже самая маломощная, - это очень серьезное оружие. Напомню, что недавно принят закон, который расширяет рамки самообороны. И если вы собьете явного бандита, который напал на вас, то будете правы. Единственное, что надо сделать сразу после такого, так это обратиться в ближайшее отделение милиции и написать все, что произошло с вами.
2. При въезде в новые для вас область, район остановитесь у поста ГИБДД, поговорите с инспекторами о том, на каких здешних трассах больше всего шустрят дорожные пираты.
3. Бандиты используют самые разные уловки, чтобы остановить машину путешественника где-нибудь в глухом местечке. А определить, что вы турист, очень просто - по номерам или по баулам на крыше авто. Чаще всего на дорогу выставляется канистра - просьба выручить бензином. Это - излюбленный прием цыган. Если остановитесь, вам предложат купить чуть не задаром "гайки" - поддельные золотые и серебряные кольца, браслеты. Но могут и наброситься на вас с ножом, отобрать кошелек. Иногда на обочину выходят одинокие девушки или даже дети и голосуют. Тормознете, из кустов выйдут амбалы - мало не покажется. Имитация поломки - один из приемов, который используется для остановки. Как правило, лучше поступиться своим сердоболием и проехать мимо. А если вас замучает совесть, сообщите на ближайшем посту ГИБДД о своих подозрениях.
4. Редко, но все-таки еще выходят на дорожный промысел бандиты, наряженные в милицейскую форму. Тут поступать надо следующим образом. Не тормозить, когда останавливает один милиционер, а рядом не видно машины с соответствующей символикой. Если место глухое, и вы решили выполнить приказ милиционера, то проедьте на 20-30 метров вперед. Инспектор обязан подойти к машине. Если это липовый постовой, то его сообщники могут себя выдать - смотрите в оба и не глушите мотор. При любом подозрении рвите с места. Естественно, на ближайшем посту ГИБДД сообщите о случившемся.
ДОРОГУ НЕ ОБМАНЕШЬ
Авто ломается в самый неподходящий момент. Поэтому излишне напоминать, что перед дальней поездкой надо привести его в порядок: заменить все детали, которые работают на пределе и побрякивают, постукивают, отрегулировать клапана, зажигание, заменить свечи, подтянуть ремни, проверить ходовую, тормоза, рулевое, ближний и дальний свет, габариты, устранить течь масла, тосола и так далее. В общем, к путешествию надо готовить машину так же, как к техосмотру, если не лучше. Инспектора можно обмануть, а дорогу - никогда. Помыть машину, особенно стекла - святое дело. Хороший обзор - это ваша безопасность.
Набирать с собой много запчастей нет смысла. Ведь всего не предусмотришь. Но в машине должны быть обязательно несколько запасных лампочек для фар, крышка трамблера, бегунок, ремень генератора, предохранители, парочка свечей. Желательно иметь, конечно, бензонасос, если позволяют финансы. Впрочем, по мере надобности можно прикупать некоторые запчасти в дороге. Про буксирный трос, домкрат с низкой посадкой, запаску, насос, лопатку, огнетушитель, перчатки, тряпки, мешок из рогожки, дощечку под домкрат, а также масло, тосол можно не упоминать - у бывалого водителя это есть в машине всегда. Некоторые путешественники берут с собой антирадар. Хорошая вещь для тех, кто любит быструю езду. Однако в отпуске, наверное, спешить не стоит. Хотя бы для того, чтобы вернуться домой целым и невредимым. Стандартного набора инструментов достаточно, чтобы провести мелкий ремонт.
Однако машина может забарахлить и от плохого бензина, которого в нашей провинции залейся. Конечно, надо быть очень внимательным на незнакомых заправках, но профессиональные автотуристы советуют брать в дорогу канистру с бензином с большим октановым числом. Если ваше авто "кушает" А-92, то залейте в канистру А-95 или даже А-98. Зачем? В российской глубинке в ходу А-76. Если вы плеснете его 10 литров, то увеличить октановое число можно из канистры. До хорошей АЗС дотянете. Выручит чистый А-98, если вы "стрельнете" бензин у водителя грузовика или зальете некачественное топливо.
В аптечку стоит положить несколько бинтов и те лекарства, которыми вы и ваши родные пользуетесь дома. Не забудьте добавить туда что-нибудь от расстройства желудка, к примеру, имодиум. На югах - незаменимая вещь. На маршруте в салоне обязательны бутылка с водой и что-нибудь из еды. Хорошо иметь термос с крепким кофе. Перед дорогой плотно наедаться не следует - можно заснуть. Дремоту помогает преодолевать и пассажир на переднем сиденье. Будет совсем замечательно, если он еще и разбирается в путевых картах и заменит вам лоцмана. О том, как вести себя за рулем, как выбрать скорость, мы поговорим в следующий раз, поскольку это - тоже наука.
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Вопрос можно назвать риторическим: кто же вам посоветует хлестать водку в дороге? И тем не менее не будем лицемерить. Выпить на природе во время ночного привала - кто от этого откажется? Поэтому я рекомендую вырезать и положить в бардачок вот эту табличку. По ней вы можете определить время, в течение которого пары алкоголя улавливаются в выдыхаемом вами воздухе в пресловутую трубочку инспектора ГИБДД.
Что пили Сколько (мл) Часы
Водка 40о 50 1,0 - 1,5
Водка 40о 100 3,0 - 3,5
Водка 40о 200 6,5 - 7,0
Водка 40о 250 8,0 - 9,0
Водка 40о 500 15,0 - 18,0
Коньяк 5 звездочек 100 3,5 - 4,0
Шампанское 100 1,0
Коньяк и шампанское (смесь) 100 - 150 4,0 - 4,5
Портвейн 200 3,0 - 3,5
Портвейн 400 4,5 - 5,0
Пиво 2,8% 500 Безопасно
Пиво 3,4% 500 Безопасно
Пиво 6,0% 500 0,3 - 0,8
Однако соблюдение временных норм после принятия спиртного может и не спасти от придирчивого инспектора. Запомните: проба на алкоголь может оказаться положительной, если вы приняли лекарство, содержащее спирт, выпили забродивший немного сок, квас, кефир. Даже некоторые заболевания полости рта, гортани и верхних дыхательных путей почему-то зеленят инспекторскую трубочку. Однако отчаиваться в таких случаях не стоит. Ведь показания этой самой трубочки не являются приговором. Если не повезло с ней, а вы в себе уверены, требуйте освидетельствования врача в стационарной поликлинике. К тому же не забывайте, что врачи гораздо либеральнее, чем инспекторы ГИБДД.