НАЛОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Москва, как известно, город не бедный. В прошлом году здесь было собрано налогов более чем полтриллиона рублей. Тем не менее столичный бюджет оказался дефицитным, ведь из означенной суммы в городской казне осталось лишь 200 миллиардов, остальное забрал федеральный центр.

Интересно, что согласно статье 48 Бюджетного кодекса регион должен оставлять себе не менее половины собранных средств. Однако, как рассказал нам заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк, в течение последних трех лет эта норма не выполняется, нарушается принятыми в эти годы законами о федеральном бюджете.
В итоге если в 1999 году город и государственная казна получали почти поровну (49,4 процента оставалось городу, а 50,6 - государству), то в прошлом году Москве досталось лишь 39,3 процента, в нынешнем - 38,6 процента, а на будущий, по всей видимости, столица оставит себе (то есть ей оставят) не более 30. Добавим, что федеральный центр уже четыре года не платит Москве за исполнение столичных функций, что тоже влетает в копеечку. В итоге в 2004 году, по словам Ю. Росляка, столичный бюджет окажется даже меньше, чем в нынешнем, составив от силы 98 процентов от бюджета-2003. И это - несмотря на инфляцию и на приличные темпы роста столичного производства (14 процентов в год). Кстати, записанное в бюджетном кодексе 50-процентное соотношение нарушено не только в Москве, а во всех без исключения регионах-донорах, и не только в них. От такого перекоса страдают 23 субъекта Федерации из 89.
В прошлом году московский бюджет потерял около 15 миллиардов только из-за отмены дорожного налога (все регионы в сумме недополучили 167 миллиардов), а в 2004-м после отмены налога с продаж Москва недосчитается еще 26 миллиардов. Интересно, что налог с продаж - сугубо социальный, он не взимался с товаров первой необходимости и шел исключительно на надбавки пенсионерам и бюджетникам. Решение об отмене этого налога с 2004 года было принято "пакетом" в рамках налоговой реформы еще в 2001 году, но хоть времени прошло достаточно, региональные власти оказались к этому не готовы.
Столичным законодателям и чиновникам сейчас приходится ломать голову: как обойтись без этих 26 миллиардов? Отобрать городские надбавки у пенсионеров, врачей и учителей или усилить бремя арендных платежей для малого бизнеса, рискуя его задушить? Тем же вопросом мучаются власти других регионов: Подмосковья, Санкт-Петербурга, Самарской области... На недавней трехсторонней комиссии по бюджету главы регионов настоятельно предлагали пересмотреть правительственное решение от 2001 года и не отменять налог с продаж. Члены Совета Федерации предложение поддержали, представители правительства и Госдумы пока хранят молчание.
Аналитики из Минфина считают, что отмена пятипроцентного налога с продажи товаров не первой необходимости "обвалит" цены в супермаркетах на те же пять процентов и от этого выиграет потребитель. Столичные и региональные экономисты убеждены: никакого падения цен (которые, как известно, диктует рынок) не произойдет, они будут так же постепенно ползти вверх. То есть единственными, кто останется в выигрыше, окажутся и без того не бедствующие предприятия торговли. Между тем налоговая реформа изначально призвана поддержать не супермаркеты, а население и реальный сектор.
"Региональные руководители долгое время с пониманием относились к тому, что государство забирает все больше налогов себе, - рассказывает Ю. Росляк. - Это было необходимо: стране требовалось много платить по внешним долгам, стабилизировать экономику, пополнять золотой резерв. Но сейчас ситуация с федеральным бюджетом более чем благополучная. Федеральный бюджет за 2002 год собрал 1 триллион 696 миллиардов рублей и выполнен с профицитом в 156,2 миллиарда рублей. А вот бюджеты субъектов Федерации скудеют: общий прошлогодний дефицит - 44,3 миллиарда. Видимо, пришло время оставлять регионам побольше. Иначе не будет развиваться промышленность, на глазах завянет дорожное строительство, захиреет социальная сфера".
На днях правительство Москвы обратилось к президенту России со следующими предложениями. Для восстановления дорожных фондов оставлять в региональном бюджете 100 процентов акцизов на нефтепродукты и не менее 15 процентов от НДС (при этом сам налог, чтобы помочь производителям, можно сократить на 4-5 процентов). И чтобы не обрушить социальную сферу - не отменять в ближайшие годы налог с продаж. Будут ли услышаны и одобрены эти предложения, станет ясно в ближайшие дни.