ИРИНА АЛЛЕГРОВА: ПОЮ О ЖЕНЩИНАХ, А ЛЮБЛЮ МУЖЧИН

Когда-то ее образ ассоциировался с кабацкими песнями типа "Все мы бабы - стервы", "Я построю гарем на четыреста мест", "Бабушка по имени Хочу"... Но в новой трилогии концертных программ, имеющих общий заголовок "По лезвию любви", Ирина Аллегрова предстала совершенно иной - поющей о неразделенной любви, о нелегкой женской доле...

- Ирина Александровна, вам в детстве предсказывали звездную судьбу?
- А как же, в пять месяцев. Родители рассказывали, что когда они работали в Ростове, в музыкальном театре, то брали меня с собой - девать ребенка больше было некуда. Однажды старый артист вынес меня на сцену и объявил: "Она будет актрисой!" Конечно, так говорят о многих актерских детях, но папа с мамой всерьез хотели видеть меня на сцене, точнее, - на филармонической эстраде, в Большом зале Московской консерватории, за знаменитым роялем "Стейнвей". Да я и сама лет в 13 уже знала, что буду артисткой.
- Но люди искусства часто как раз не хотят, чтобы дети шли по их стопам.
- Мои родители - не как все. Особенно папа. У него было семь братьев и сестер, но только он один избрал сцену. Интересно: в жизни он отличался крайней серьезностью, а в театре выступал в амплуа комика.
- До сих пор идут пересуды насчет вашей фамилии - то ли это ваш псевдоним, то ли еще отцовский...
- Верно второе. Аллегров - это сценический псевдоним отца. А меня с самого рождения записали под этой фамилией. Я уже не раз высказывалась на этот счет, но даже Большая эстрадная энциклопедия продолжает путать читателей, утверждая, будто на самом деле меня зовут... Инесса Климчук. Понятия не имею, откуда они это взяли. Мой папа не мог быть Климчуком, он из армянской семьи, причем очень патриархальной. У нас дома свято соблюдались раз и навсегда заведенные обычаи: например, было принято каждый вечер ровно в пять часов пить чай - хоть ты тресни.
- Что ж, тот не артист, о котором не ходят слухи...
- Ну тогда я, должно быть, просто великая артистка. Такое говорят и пишут, что в страшном сне не приснится. Самый дежурный слух - о том, что я... лесбиянка. Причем никого не смущает, что я четырежды была замужем. Уточню: за мужчинами. Слух номер два, самый экзотический: якобы я в возрасте 14 лет была изнасилована на горных (именно горных!) пастбищах соседом-маньяком. А в милицию не пожаловалась-де потому, что в тех суровых местах считалось: раз изнасиловал, значит, сама соблазнила, то есть кругом виновата. Слух номер три, самый идиотский - что я в пьяном виде выезжала из гаража, задавила свою чернокожую бэк-вокалистку и повесилась. Слух номер четыре - самый нелепый: после того как я задавила бэк-вокалистку и повесилась, я стала бояться руля, поэтому наняла шофера, за которого вскоре вышла замуж... Ужас в том, что шофер у меня действительно был, и у него из-за этих слухов чуть не рухнула личная жизнь.
- То, что вы замечательно владеете роялем, тоже слух?
- Нет, роялем я действительно владею, поскольку окончила Бакинскую музыкальную школу-одиннадцатилетку по классу фортепиано. Помню, на одном из зачетов с перепугу сыграла прелюдию Баха в другой тональности - но при этом без единой ошибки! Ну это все равно что от растерянности прочесть стихотворение без запинки на другом языке.
- В вашей жизни был человек, которого можно назвать добрым гением,- кроме отца, разумеется?
- В профессии добрый гений для меня - Оскар Борисович Фельцман. Я пришла в его ансамбль "Огни Москвы" - и это, собственно, стало моим дебютом на большой сцене.
- Но настоящая-то слава пришла, когда для вас началась эпоха группы "Электроклуб" под руководством Давида Тухманова... Сейчас пошла мода на ретро-проекты. Нет ли мысли воссоздать тот коллектив?
- Начать с того, что под таким названием было известно два состава. Один Давид Федорович организовал с солистом Игорем Тальковым, царство ему небесное. Потом в группу пришли люди из ленинградского ансамбля "Форум", в том числе вокалист Витя Салтыков. Я работала отдельно от "Электроклуба" уже с 90-го года. Зачем возвращаться к старому, если я вполне состоятельна сама по себе?
- Но несколько хитов той давней поры и в вашу новую программу входит.
- Потому что их автор Алексей Гарнизов - мой продюсер и режиссер теперешней концертной трилогии. Тем более что такие вещи как, например, "Подари мне эту ночь" Алексей Альбертович написал специально для меня. А заглавная песня "По лезвию любви" рождалась прямо в комнате моего дома, где мы с вами беседуем.
- Ваши программы целиком придуманы Гарнизовым или вы тоже выдвигаете какие-то идеи?
- Разумеется, я могу что-то предложить. Например, тот огромный плащ, в котором я выхожу на сцену, - моя придумка. А мысль нашпиговать его полутора тысячами микроскопических лампочек принадлежит Алексею.
- Сколько же весит это уникальное одеяние?
- Около двадцати килограммов. Бархат тяжел сам по себе, к тому же за плечами у меня спрятаны два аккумулятора. Но не удивляйтесь: я несу эту ношу с удовольствием. Сцена, общение со зрителями вообще окрыляют. Как-то я три дня проработала со съехавшим диском позвоночника. За кулисами буквально выла от боли, но стоило выйти в зал, как боль уходила.
- Не случалось забывать слова на публике?
- Слава Богу, ни разу. Это самый страшный из моих снов - будто стою перед многотысячным залом и не помню слов. Иногда вправду забываю строку, но в последнюю долю секунды она выскакивает откуда-то из подсознания. Я придаю текстам большое значение. И, конечно, зрелищной стороне. Над костюмами к моей новой программе трудился целый коллектив. Одно жаль - такое масштабное шоу с доброй сотней участников не всюду покажешь в том виде, в котором оно шло в Москве, Петербурге или Киеве. Для Сибири, Прибалтики, Армении пришлось делать более компактный вариант.
- Некоторых певцов со временем тянет на драматическую сцену...
- В свое время у меня были предложения поучаствовать в театральных антрепризах, но я отказалась: не смогу два часа пробыть на сцене в одном образе. По той же причине до сих пор не снялась в кино. Во время концерта идет ежеминутная смена образов: я хочу показать женщину во всех ипостасях любви: страдающей, радующейся, сильной, ранимой, мудрой, безрассудной...
- Ваши видеоролики довольно экстравагантны. Например, тот, где в качестве персонажа появляется Христос, вызвал немало споров.
- Хотела бы я знать, что в нем плохого? Кстати, прежде чем снимать его, Тигран Кеосаян сходил к священнику, рассказал ему сюжет и попросил благословения. Батюшка благословил. Тут ведь дело в том, что Иисус показан во время своей земной, человеческой жизни, о которой написаны книги, созданы оратории - почему же не быть песне?
- Вы религиозны?
- Я крещена. К сожалению, у меня нет возможности регулярно посещать церковь. Просто стараюсь жить так, чтобы своими поступками не прогневить Бога.
- Какой людской порок считаете самым отвратительным?
- Жадность. Жадный человек жаден во всем: и в деньгах, и в чувствах. Лично для меня деньги стоят далеко не на первом месте. Хотя и без них не проживешь. Никогда, например, не стану судиться с "пиратами", хоть они и лишают артиста законного заработка. Алексей и я смотрим на эту проблему философски: мафия бессмертна, кроме того, пиратскую продукцию можно рассматривать как нашу рекламу, а финансовые потери - как плату за нее.
- Есть у вас несбывшаяся мечта?
- Выступить в парижском зале "Олимпия".
- В дальнем зарубежье выступаете в основном перед русскоязычной публикой?
- Да, и не верьте, пожалуйста, тем моим коллегам, которые говорят о себе иное. Ко мне на концерты, бывает, приходят и коренные американцы или, допустим, немцы, но это либо друзья моих русских зрителей, либо продюсеры, которые заглядывают из любопытства.
- Но, говорят, в Америке вас называют русской Тиной Тернер...
- Тоже преувеличение. Если откровенно, то только тогда смогу сказать, что завоевала Америку, когда Тину Тернер назовут американской Ириной Аллегровой.
- Какие еще таланты, кроме музыкального, в вас проявила жизнь?
- По-моему, я неплохо готовлю и люблю это делать.
- Поделитесь коронным рецептом!
- Коронные блюда есть у тех, кто кроме них ничего не умеет сготовить.
- Почему бы вам по примеру некоторых популярных артистов не открыть ресторан?
- Очень хотела бы. Но не сеть ресторанов, а маленькую кофейню, куда, может, заходили бы только мои знакомые, а я угощала их тем, что приготовлено моими собственными руками.
- Ваша дочь пошла по вашим стопам, неплохо поет. Собирается заниматься этим профессионально?
- Не исключено. Сейчас Лала учится в ГИТИСе на факультете режиссуры.
- Не у господина ли Гарнизова случайно?
- Именно, и без всяких случайностей. Когда окончит, тоже будет работать в нашей команде. В программе "По лезвию любви" она уже дебютировала в качестве ассистента режиссера.
- Ну а каким видится будущее внука?
- Сашеньке только девять лет. Пока что он грозится, когда вырастет, купить мне пароход, который назовет моим именем. Я подожду.
Беседу вел