06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ

Латыпов Дмитрий
Опубликовано 01:01 10 Июня 2004г.
Чооду Алдын-Хереп (в переводе - "солнечный луч") - потомственный шаман. И дед его этим делом занимался, и мать была ясновидящей. А сам он родился на дороге и получил, как утверждает, силы от природы. Тесно, неразрывно связан с духами тайги и огня. "Работать шаманом интересно, - говорит Алдын-Хереп, - но каждый раз это страдания. Не всякого человека можно очищать - ничего не выйдет, если вокруг него много недоброго. Рисковать не стоит, злые духи могут напасть - бывает страшно"...

Мне он предложил пройти обряд очищения - это своего рода напутствие перед дальнейшей дорогой по жизни. Как объясняют шаманы, у одного человека пиала полная, у другого - уже полупустая. Но сколько бы ни осталось, останавливаться на середине пути, переводить дух не следует. А чтобы идти вперед было легче, необходимо избавиться от душевного мусора, болячек, всякой житейской шелухи.
Шаман может работать, камлать и два часа, и три. А помогают ему череп барана, медвежья лапа, беличий хвост. Идут в дело и кости животных - у тувинцев не принято выбрасывать баранью лопатку или берцовую кость. Их хранят и даже "подкармливают" - смазывают топленым маслом. Шаман превращает косточки в обереги, хранящие покой, и вешает их на двери жилища. Считается, что животное хоть и ходило по земле, но было связано с космосом - и даже после его смерти силы Вселенной не исчезли в никуда.
Алдын-Хереп готовится к обряду долго и тщательно. Поджигает ветки можжевельника: дымом отгоняет черных духов от священного места - оваа. Это деревья или коряги, на которых развешиваются сотни разноцветных ленточек. Оваа можно встретить по всей Туве. Чтобы наладить отношения с добрыми силами, люди приносят сюда плошки с молоком, рассыпают рис. Поэтому здесь всегда очень много птиц. В Кызыле, на берегу Енисея, где проходил обряд, они обычно сидят целыми стаями и никого не боятся.
Шаман разводит костер, бросает в него топленое масло - кушанье для добрых духов. Нагревает над огнем бубен и начинает свою пляску. Он двигается к большой реке, будто собираясь набраться от нее сил, издает некое подобие свиста и возвращается назад. Удары в бубен раздаются все чаще, шаман раскачивается, кружится вокруг костра - быстрей и быстрей. Ритуальный танец сопровождается гортанными, очень странными для нас звуками. От этого голоса, меньше всего похожего на человеческий, становится не по себе.
Алдын-Хереп, двигаясь неровно, даже судорожно, приближается ко мне. Его лицо искажено гримасой - такое впечатление, что ему плохо. Мне тоже нелегко, оцепенение сменяется волной тревоги, даже страха. Опасаюсь не чего-то конкретного, скорей, неведомого - что-то будет дальше? Шаман ходит вокруг меня, гремит в бубен, затем резко останавливается сзади, стучит чем-то жестким по голове. Одевает на руку медвежью лапу - хлопает по плечам. А потом бьет по спине кожаной плеткой, довольно больно.
Стоило мне прийти в себя - через минуту церемония в том же порядке повторяется еще раз. Удары плеткой настолько ощутимы, что я уже не сомневаюсь - на коже останутся следы. Ничего подобного, я не только не получила увечий - еще и выздоровела. Сразу после очищения у меня перестала болеть спина - остеохондроз, мучивший последние дни, исчез, как и не было.
Дальше дело пошло веселей. Алдын-Хереп набрал молоко в рот и брызнул его мне в ладони. Топленым маслом смазал лоб и кисти рук. Позвонил вокруг колокольчиком и сказал, что светлые силы всегда рядом со мной. Несмотря на далеко не детский возраст, я еще - только в начале пути, впереди - большое созидательное дело. Чтобы ничего не помешало, хорошо бы приехать в Кызыл через год и пройти обряд очищения еще раз.
В Туве до сих пор у многих принято во всем советоваться с шаманами. Если собрался в путешествие, надо поинтересоваться: а стоит ли отправляться именно сейчас. Решил заняться бизнесом - есть смысл выйти на связь с духами и спросить их разрешения. Жители республики идут к шаманам по любому поводу, хотя среди них есть и православные, и мусульмане, и буддисты. Но языческие традиции продолжают существовать параллельно.
- Это единственное место на планете, где шаманизм сохранился в первозданном виде, - рассказывает доктор исторических наук, основатель республиканского общества шаманов "Дунгур" ("Бубен") Монгуш Кенин-Лопсан. - Шаманы есть и у хакасов, и у эвенков, и у других народов, но они сегодня, как правило, потеряли свои корни. Поэтому в Туву, чтобы изучать древнюю культуру, приезжают ученые со всего мира. Именно здесь проходил первый съезд шаманов и шамановедов Азии, Европы и Америки.
Монгуша Бораховича можно причислить и к тем, и к другим. С одной стороны, он - ученый-этнограф, писатель, у которого изданы десятки книг, посвященных традициям и обычаям Тувы, в том числе шаманизму. И он же - потомственный шаман. Несмотря на преклонный возраст, Кенин-Лопсан каждый день принимает людей и помогает им. Сейчас он не совершает обрядов, однако хорошо знает, как следует поступить человеку, если у него возникла та или иная проблема. В свое время в гостях у него бывал Борис Ельцин. Накануне вторых выборов в Кызыл приезжали гонцы бывшего президента, просили совета. Монгуш Борахович предсказал победу - при всех сложностях.
Фонд шаманских исследований США присвоил Кенин-Лопсану редчайшее звание - "Живое сокровище шаманизма". Он читал лекции в университетах Америки, Германии, Австрии, Швейцарии, других странах. Увы, в России и к самому "сокровищу", и к древней культуре относятся с куда меньшим почтением.
В гости к Монгушу Бораховичу мы пришли с очень скромным подарком. Он остался доволен. Согласно обычаям, с пустыми руками в Туве в гости ходить нельзя - духи обидятся. Мы доброго духа накормили, значит, и он к нам будет благосклонен.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников