УМНОЖЕНИЕ ПУТЕМ ДЕЛЕНИЯ
Если заглянуть в отечественную историю, то выяснится, что российской казне не хватало денег во все времена. Но для ее пополнения к чрезвычайным мерам прибегали, как правило, в чрезвычайных случаях.
390 лет назад, весной 1614 года, Земский собор назначил, а царь Михаил Федорович ввел такого рода чрезвычайный налог. Называли его по-разному - "пятина", "запросные деньги", "пятинные деньги". Россия только что вышла из Смуты, и обессиленная гражданской войной и иностранной интервенцией страна остро нуждалась, говоря по-современному, в инвестициях. Как, впрочем, и теперь.
Чтобы придумать пятину, не нужно было быть семи пядей во лбу. Расчет казался простым: пятая часть (20 проц.) с чистого годового дохода либо с наличного движимого имущества должна поступать в государеву казну (отсюда и название - "пятина").
Первый "запрос" был введен на добровольных началах и касался крупных феодалов, торговцев, монастырей. Нетрудно представить себе, что из этого получилось. Кто ж у нас добровольно что-нибудь отдаст, даже на благо Отечеству? Особенно люди богатые, как бы они ни назывались - феодалами или олигархами. Тогда решили зайти с другого конца. "Пятая деньга" стала взиматься с посадских людей, а с других групп населения - по полтине со двора. И дело пошло. За шесть лет провели шесть сборов.
С тех пор без малого 400 лет минуло. По-прежнему не то что запросы, даже допросы не помогают. Легче, конечно, "по полтине с двора". Или, допустим, поменять очевидные простолюдину льготы на сомнительные деньги.
НАЧИНАТЬ С НАЧАЛЬНОЙ
Событие на первый взгляд не столь уж большой важности, но наталкивающее на сравнения. Нынче исполняется 120 лет с момента выхода указа Александра III об учреждении церковно-приходских школ. Начальная грамота - первый шаг к образованию. А даже самая длинная дорога, как говорят, начинается с первого шага.
Правда, церковно-приходские школы появились значительно раньше. Стоглавый собор, который состоялся еще в середине XVI века, предписал духовенству вести обучение детей в каждом соборе. Однако выполнялось это плохо.
120 лет назад в России начала складываться система, которая позволяла научить миллионы ребят читать, писать и считать. И вот что удивляет: в первый год правительство ассигновало на это дело 55 тысяч рублей, через год утроило эту сумму, а через 12 лет на церковно-приходские школы выделялось из бюджета уже 3,5 миллиона рублей. За 20 лет количество этих школ увеличилось почти в 10 раз и достигло 43 тысяч. Каждая вторая начальная школа была церковно-приходской.
Сколько сегодня безграмотных ребят, статистика стыдливо умалчивает, хотя все об этом знают. Как бы не пришлось все начинать сначала...
Исторические параллели и перпендикуляры провел