11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕЖДУ ГЕТЕ И БУХЕНВАЛЬДОМ

Колчанов Рудольф
Опубликовано 01:01 10 Июня 2005г.
Два молодых человека частенько развлекались, оглушительно хлопая ременными кнутами на рыночной площади Веймара и распугивая горожан, порой заканчивая "представление" "распитием вина до бесчувствия". Так проводили свой досуг герцог Карл-Август фон Саксен и будущая национальная гордость Германии Иоганн Вольфганг Гете. От этих молодых людей "всем множество хлопот доставало".

Однажды в охотничьих костюмах они заглянули на крестьянское подворье. Пока девица спускалась в погреб за молоком для гостей, они схватили кота и посадили в бочонок с маслом. Через несколько дней, пожалев о содеянном, пришли к крестьянке и, чтоб не держала зла, дали золотой дукат - целое состояние для простолюдина в конце XVIII века. Девушка просияла от радости: "А убытка у меня и не было. Это масло продала во дворец герцога. Там все сожрут".
Будущий великий поэт и ученый, появившийся на свет 28 августа 1749 года в доме имперского советника, оказался созданием жалким, которое, по свидетельству врача, "ввиду небрежения акушерки родилось совершенно черного цвета и без признаков жизни". Младенцу растерли левую часть грудки вином, и он тут же ожил. Может, судьбой предначертана тяга к спиртному? Но пьяницей он не стал, хоть и покуролесил в юности вдосталь.
Виноват в этом, пожалуй, провинциализм того Веймара, в который молодой Иоганн Вольфганг прибыл почтовой каретой в ноябре 1775 года из респектабельного родительского дома во Франкфурте, чтоб занять при дворе герцога высокий пост. Во всем Веймаре шесть тысяч жителей, исчезавших в своих домишках, едва на город спускались вечерние сумерки. Как не приложиться к бокалу бодрящего вина, чтобы развеять скуку, как не отчудить что-то, недостойное ученого мужа и сочинителя?
Было такое в истории Гете и Веймара. Осталось в ней и малое, и непристойное, и большое, и благородное. Тюрингское герцогство, не обладая избытком финансовых средств, все же находило деньги для привлечения в Веймар ученых и людей искусств, обеспечивая им достойные условия жизни. К переезду в этот город Гете еще не достиг своего литературного величия, хотя уже успел написать "Страдания молодого Вертера" и "Гетца". Слава пришла позже, но даже самый начальный период его веймарской жизни отмечен немалыми заслугами в становлении немецкого классицизма. Благодаря ему и содействию семьи герцога просвещение было возведено в ранг официальной политики.
Шаг за шагом Гете превращал княжеский двор в центр сначала городской, а затем и европейской духовной жизни. Находившаяся в ведении поэта библиотека всем выдавала книги бесплатно, пробуждая тягу к знаниям. Богатое личное собрание Гете рисунков, скульптур, картин, книг, майолики, минералов тоже стало доступным для простонародья. Стараниями просветителя появляются в Веймаре педагогические заведения. Из дневников Иоганна Вольфганга видно, что образованные придворные, ученые, деятели искусств постоянно находились в пути - культура и просвещение "шли в люди": из дворца Эттерсбург на рудники в Ильменау, из дорнбургских замков к чулочной фабрике в Апольда, из поместья интеллигентной семьи Штайн - в садоводческое хозяйство Бельведео.
Веймар стремительно превращался в скрещение путей между Парижем, Римом, Берлином, Дрезденом и другими европейскими центрами культуры. В Веймаре Гете прожил 57 лет. Вместе с ним и после него здесь жили и работали такие представители немецкой духовной культуры, как Шиллер, Бах, Кранах, Лист, Ханс Кристиан Андерсен, Ницше, Гропиус. Каждый из них оставил после себя бесценные творения, и сам остался навечно в анналах немецкой духовной истории.
Какой путь короче - от высокой культуры до варварства или наоборот?
Гитлер любил наезжать в Веймар. В 1926 году здесь прошел первый общегерманский съезд нацистов, а еще раньше именно в этом городе состоялся многолюдный митинг НСДАП - кроме Тюрингии фашистская партия тогда находилась в Германии под запретом. В последующие годы в Веймаре возник гитлерюгенд, искалечивший души миллионов юных немцев и превративший многих из них в пушечное мясо для будущих нацистских агрессивных походов. В 1932 году в этом городе, прославленном своими культурными традициями, была поставлена пьеса Муссолини "Сто дней перед премьерой", на которой почетным гостем присутствовал Адольф Гитлер.
Много раз упоминается в истории города дорога от вокзала к подножию горы Эттерсберг. "Магическим" назвал этот путь в 1903 году драматург Эрнст фон Вильденбрух. Натуралист, ставший музыкантом, Иоганнес Шлаф признавался: "Когда я ступаю на эту дорогу, у меня перехватывает дыхание". Знаменитый архитектор Генри ван де Вельде, намеревавшийся в своих проектах в начале прошлого века соединить культуру и технический прогресс, подчеркивал: "Уже спускаясь со ступенек вокзала, я словно воспринимал чувства всех тех интеллектуалов, которые впервые коснулись веймарской земли".
Несколько десятилетий спустя прошли этим путем тысячи европейских интеллектуалов, но уже совсем с другими мыслями и ощущениями. Рядом с городом "высшей гордости немецкой культуры" нацисты построили лагерь смерти Бухенвальд. О нем написано много, приведу лишь несколько хроникальных строк из рассказа многолетнего директора Мемориала Бухенвальд Фолькхарда Книгге. В 1941 году были расстреляны первые из восьми тысяч советских военнопленных. 1942 год - начались первые медицинские эксперименты над узниками. 1943 год - организованы военные цеха, в которые сгоняли под угрозой уничтожения невольников со всей Европы. В Бухенвальде погибли 56 тысяч человек. К февралю 1945 года Бухенвальд превратился в один из крупнейших нацистских концлагерей со 112 тысячами заключенных.
Я не верю десяткам местных жителей, с которыми мне довелось встречаться, что они "ничего не знали о лагере". Не верю и другим, которые утверждали, что они выступали против создания под боком у Веймара чудовищной гильотины. Правда, из истории известен случай "протеста", причем от нацистской (!) общины, которая возражала против названия "Концентрационный лагерь Эттерсберг", поскольку-де с Эттерсбергом связано имя Гете. Вот такой выверт истории, такая "культурная оппозиция" варварскому режиму. "Здесь чувствуют себя свободными, - писал поэт в замке Эттерсбург, что в километре от будущего ада, - как сама природа, раскинувшаяся перед взором". В конце концов, единственный среди всех фашистских концлагерей Германии получил придуманное имя "Бухенвальд" - "буковый лес".
Весной 1942 года, когда практически только начались бомбардировки внутренних регионов рейха, фашисты, грабившие и варварски уничтожавшие творения мировой культуры на советской земле, обеспокоились судьбой своих реликвий. Из веймарского музея тайно отправили в Бухенвальд письменный стол и другую мебель поэта Фридриха Шиллера. Выдающиеся узники-реставраторы изготовили точные копии, которые и были так же тайно доставлены в музей. По замыслу министра пропаганды Геббельса, "немцы, посещая постоянно действующий музей, должны сохранять спокойствие, видеть, что Германии не угрожает опасность и тем самым верить в конечную победу фюрера". А "подлинный Шиллер" так и отбыл свой срок в Бухенвальде до конца войны.
Все остается в истории, все остается людям. И чудовищные зигзаги в мирном течении жизни как символы зла и варварства взывают к человечеству, напоминая о неотложной в каждом моменте бытия борьбе за добро и цивилизацию.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников