04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАЙНА ЗА 18 ПЕЧАТЯМИ

Коновалов Валерий
Опубликовано 01:01 10 Июня 2005г.

- А вот тут у нас представлены, как это ни странно звучит, подлинники подделок, - показала мне

- А вот тут у нас представлены, как это ни странно звучит, подлинники подделок, - показала мне Елена Юхименко на две старинные рукописи.
Впрочем, оказалось, что не такие уж они и старинные, как кому-то могло бы показаться. Это - рукописные книги "Соборное деяние на еретика Мартина" и "Феогностов Требник", изготовленные в XVIII веке в качестве подделок под древние документы XII и XIV веков. Смысл фальсификации состоял в том, что в рукописях содержались якобы древние обличения старообрядчества. Аргументы из старины должны были бы звучать куда убедительнее современных. И таким вот манером, оказывается, боролись со староверами их противники.
Однако подделку выдает множество мелочей. И Елена Михайловна тут же со знанием дела их выявляет. Таков, например, переплет, который по своей технологии никак не мог быть изготовлен раньше XVIII века. И еще, и еще. Рассказ звучит интригующе, как детектив. Да и о любом из почти 150 экспонатов выставки "Тайна старой веры" в Государственном историческом музее может говорить столь же увлекательно доктор наук Юхименко. Что вовсе не удивительно, ведь именно она - ее автор. А выставки Елены Юхименко всегда становятся событием и обязательно содержат некий парадокс.
И на этот раз многие расхожие представления о старообрядчестве на выставке поколеблены. Ведь традиционный взгляд на староверов предполагает нечто суровое, трагичное, аскетичное. А тут, например, в качестве экспоната - веселенькое меню в виде керамической пластинки, на которой перечисляются такие блюда, что аппетит приходит сам собой. Это, оказывается, деталь из быта старообрядческой семьи - атрибут свадебного застолья.
Есть и более серьезные аргументы против стереотипов. Традиционно, например, старообрядчество ассоциируется со стариной, консерватизмом, но именно староверы, как это убедительно показано на выставке, составляли цвет передового российского предпринимательства. Именно они двигали вперед индустрию, торговлю, снаряжали научные экспедиции, развивали благотворительность, создавали уникальные культурные коллекции. Таковы представленные на выставке династии Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Кокоревых... Что ни фамилия, то целая сага, с затейливыми сюжетами, переплетениями судеб, драмами. А что за лица здесь на старых "фототипиях": изогнутые брови, окладистые бороды, прямые суровые взоры и высокое достоинство. Вот глава купеческой династии Гучковых, основатель текстильной мануфактуры в Москве Федор Алексеевич, дед будущих московского городского головы Н.И.Гучкова и известного политического деятеля А.И.Гучкова. Он был попечителем Преображенского богаделенного дома, а потом "страдальцем за веру" - его выслали в Петрозаводск под надзор полиции, где он и умер.
Удивительно, как много об истории и духе старообрядчества удалось рассказать всего в двух небольших залах музея. Экспонаты здесь не только из запасников самого музея. Несколько уникальных вещей представлено и старообрядческой Церковью. Среди них, например, знаменитые 18 печатей, которые сняли с алтарей старообрядческих храмов сто лет назад. Здесь же уникальные иконы, предметы облачения, редкие книги. Все это помогает приоткрыть завесу тайны не только над самой старой верой. Как метко заметил выдающийся церковный историк А.Карташев, в старообрядчестве наиболее полно отразилась русская религиозная ментальность, и в той мере, в какой мы говорим о загадке русской души, мы можем говорить и о тайне старой веры.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников