03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАГНЕР С ИСТУКАНАМИ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 10 Июня 2005г.
Гастроли Мариинского театра - всегда событие, но эти без боязни можно назвать историческими. Ведь впервые за 30 лет, после гастролей Шведской королевской оперы в Москве, на главной сцене Большого театра, показали самое грандиозное оперное творение, когда-либо выходившее из-под пера одного композитора, - тетралогию "Кольцо Нибелунга" Вагнера.

Постановка вагнеровского цикла (сто лет назад он шел в Мариинском, но на русском языке, теперь - на немецком) - настоящий акт героизма. Во всяком случае, Большой театр на него не решался за всю свою историю. Но и от зрителей это потребовало немалого мужества. Например, второй спектакль, "Валькирия", шел с антрактами 5 с половиной часов! И ведь на сцене отнюдь не мелодрама, а эпос: боги, великаны, карлики, русалки... Кое-кто не выдерживал. На той же "Валькирии" сидевшая передо мной интеллигентная с виду дама вдруг резко отодвинула стул и широкими шагами направилась к выходу со словами: "Такая фигня, ни уму ни сердцу", - чем на некоторое время вывела из строя всю ложу: люди согнулись от смеха.
Грешен, и я первое время испытывал раздражение: ну как же все-таки анахроничен этот Вагнер с его гигантоманией! Но постепенно, где-то к третьей опере, "Зигфриду", возникла и укрепилась другая мысль: пожалуй, все же не Вагнер "отстал от реальности", а мы сами стали суетными, словно обезумели от сегодняшнего ритма жизни, в котором так трудно остановиться, задуматься о коренных вопросах бытия.
А ведь именно об этом - тетралогия. И прежде всего - о дьявольской власти золота, об алчности и отчуждении между людьми, приводящими к тому, что все становятся друг другу врагами, и такой мир закономерно гибнет. Ну разве не актуально, особенно для сегодняшней России? Добавьте сюда и гениальную музыку. Особенно вагнеровский оркестр - этот океан звуков, способный и слепого заставить ощутить могущество природных стихий, силу предельных человеческих страстей...
К чести Мариинского театра и руководителя Валерия Гергиева, им удалось собрать достаточно ровный исполнительский состав. Но и здесь были свои лидеры. Для автора этих строк таковым стал Евгений Никитин - исполнитель роли Вотана в "Золоте Рейна" и "Зигфриде". Вот уж истинный предводитель богов: прекрасный, ровно звучащий голос; и как статен сам актер! Хорошее впечатление оставила Ольга Савова - Брунгильда в "Валькирии". Неплох Леонид Захожаев - заглавный герой "Зигфрида", хотя для лирического тенора "лемешевской" окраски это не совсем подходящая партия. Еще менее убедил Зигфрид - Виктор Луцюк в "Гибели богов". Неужели в мариинской труппе нет классного драматического тенора? А вот характерный есть - неувядаемый Константин Плужников, само появление которого на сцене в роли бога огня Логе было встречено рукоплесканиями...
Самое, пожалуй, слабое место постановки - сценография. Хотя задолго до гастролей нам всем подробно объяснили, в чем состояла идея главного инициатора проекта Гергиева: показать единство эпосов всего мира - германского, северокавказского, древнеегипетского... Но, как часто бывает с широковещательными идеями, она привела к претенциозному и поэтому разочаровывающему результату. Не спасло даже мастерство знаменитого сценографа Георгия Цыпина. Все четыре спектакля на сцене одни и те же декорации - четыре огромных истукана, в разных конфигурациях повисающие или опускаемые на подмостки. Все до скуки предсказуемо, вплоть до финального хаотического их падения на сцену.
Что до режиссуры, то ее, говоря по большому счету, нет. Впрочем, для оперы это не так страшно (да простят мне эту крамолу поборники режиссерского театра). Все уже сказано в музыке. Кстати, в программках первых двух опер имя режиссера и не указано, хотя, по слухам, над ними работала Юлия Певзнер. В афишах последних двух спектаклей назван Владимир Мирзоев, но, судя по всему, от работы этого мастера до реальной сцены дошло немногое. В самом деле, не мог же известный московский авангардист ограничиться ремесленной разводкой солистов...
Впрочем, зрительный зал и за полночь оставался практически таким же полным, как в начале представлений. От спектакля к спектаклю достать билеты становилось все труднее - при отнюдь не бросовых ценах (до 7 тысяч). Москвичи вполне отдавали себе отчет в масштабе события. Возможно, сыграло свою роль и грядущее (менее чем через месяц) закрытие основного здания Большого на долгую (до 2008 года) реконструкцию. Уверен: были в публике такие сентиментальные меломаны, что при всполохах хоть и хилого, но все же вселенского пожара в "Гибели богов" уронили слезу по любимой сцене, которой им не видеть ближайшие три года...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников