ЕГЭ: то ли еще будет…

В этом году школьникам, например, пришлось объяснять на экзамене по русскому языку, кто такие жидкие люди

В следующем году помимо ЕГЭ школьникам придется писать еще выпускные сочинения, а при зачислении в вуз будут учитываться индивидуальные достижения абитуриентов. Эти нововведения, как сообщил вчера глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, ведомство утвердит в августе.

Сам Ливанов заявил: «Важно прекратить использовать результаты единого госэкзамена как единственный критерий оценки школ и тем более как единственный или важный критерий оценки работы учителей». Да и по отношению к детям он тоже не всегда объективен. О чем и министр прекрасно осведомлен. Он говорит: в дальнейшем необходимо снизить психологическое давление на участников ЕГЭ, чтобы каждый экзамен не воспринимался как последний шанс. Поэтому в регионах нужно создавать возможности для пересдачи ЕГЭ в течение всего года и не только по обязательным предметам.

Вот что случилось на экзамене по русскому языку. Мне вечером звонит возмущенная приятельница: «Вот ты — филолог, объясни, кто такие жидкие люди». «Не знаю», — говорю. «А моей дочери досталась такая тема на ЕГЭ по русскому». В воронежской газете даже разместили текст из раздела С1, на основе которого школярам нужно было написать эссе. «Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться — расплескаешь и провалишься, а там — с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя — ничего не ясно». Ну и далее в том же духе. А используемый термин «аннигиляция» вызвал ступор у учащихся. Для чего, зачем такое задание? Самое мягкое определение читателей: «бредовый текст». Между тем именно он мог дать высшую оценку, а мог снизить баллы. В интернете — полно сообщений, где ученики жалуются на невозможность работы с этим материалом.

Рособрнадзору пришлось объяснять, что имелось в виду: текст — о людях-приспособленцах, «хамелеонах». Оказывается, образы «жидких» людей есть и в ряде рассказов Чехова, и в романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, и в поэме Гоголя «Мертвые души», а также в произведениях Достоевского, Толстого... В общем, вся русская литература писала о жидких людях, не находя им нужного определения. А ученики-то этого не знают.

Автор экзаменационного текста — женщина-журналист из Ставрополя — не вынесла растиражированных обвинений в свой адрес: «Народ, простите, а я-то тут при чем? Выставляю тексты исключительно на своей страничке, никто ко мне по поводу ЕГЭ не обращался. Все претензии к тем, кто взял текст (без спросу) и сделал вас моими ненавистниками. «Жидких людей» я писала исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я сроду не рассчитывала. Так уж получилось. Ну а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею, я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь».

Завтра станут известны результаты экзамена по русскому языку. Утешает лишь то, что в этом году, как уже объявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, средний балл на ЕГЭ по русскому языку снизился до 62,5 балла (в прошлом году было 64 балла). Но вряд ли удастся избежать апелляций.

Слово эксперту

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования

— Чиновники ходят вокруг и около ЕГЭ, не решаясь совсем отказаться от него. Отсюда и всевозможные нововведения. Будет сочинение, будет портфолио, о котором судачим уже лет 15, но принципиально это ничего не решает. Сейчас масса инженерных вузов страдает от того, что не может принять «своего» профессионально ориентированного студента. ЕГЭ служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. Выпускник со своими баллами может подавать документы сразу в пять вузов, причем на разные специальности. Как технарь я хватаюсь за голову. В итоге мы не готовим специалистов, которые нужны производству! Ректор МИФИ даже предлагал продлить на полгода срок обучения в вузе, потому что весь первый семестр уходит на «подтягивание» вчерашних школяров с нужными баллами. ЕГЭ не может быть критерием в вузе — сюда поступают по своим критериям.