АВТОВЛАДЕЛЬЦЫ В ПАНИКЕ

На рынке автострахования наступил коллапс. Вступивший в силу с 1 июля новый Кодекс об административных правонарушениях лишил ГАИ (ГИБДД) права определять вину участников аварий и выдавать им справки. А без этой бумаги страховые компании не могут компенсировать ущерб своим пострадавшим клиентам.

Проблема автовладельцев в том, что после 1 июля Госавтоинспекция перестала выдавать пострадавшим в ДТП справку по "форме N 2" с указанием виновника аварии и отметкой, кто из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения. Ранее этот документ являлся основным для страховщиков. По новому кодексу гаишники только фиксируют факт дорожного происшествия. Далее дело за судом. С учетом того, что в прошлом году в России зафиксировано 164 тысячи аварий, можно не сомневаться, что наш суд, и без того не особенно расторопный, "зашьется" в дорожных разборках.
Автовладельцы и страховые компании оказались в полной растерянности от нестыковки двух законодательных актов. Страховщики не знают, что делать со справками без пункта виновности, которые не считаются юридическим основанием для выплат страховых сумм. В принципе они могут вообще не отвечать по своим обязательствам и формально будут правы. Но понимают прекрасно, что допустить подобное - своей смерти подобно. Сейчас, слава Богу, не времена августа 98-го, когда можно было всех смело "кинуть". Если же сейчас всех клиентов направлять в суд, то рынок автострахования рухнет. Для страховых компаний это чревато катастрофическими последствиями, если принимать во внимание, что Госдума успела принять Закон об обязательном страховании гражданской ответственности, вступающий в силу с 1 июля 2003 года. С этого времени все обладатели "железных коней" не смогут выехать на дорогу без страховки. Напомним, что средняя цена полиса по России должна составить 80 долларов на год. Выходит, что на кону сумасшедшие деньги. Ситуация же, которую на рынке автострахования то ли по недосмотру, то ли по каким иным причинам устроили думцы, грозит пустить весь этот процесс под откос.
О том, как решают негаданно свалившуюся проблему страховщики, "Труд" опросил основных участников страхового рынка. В большинстве мелких компаний выплаты денег временно приостановлены. В ожидании решения суда компании только фиксируют факт ДТП, записывая показания его участников.
В крупных компаниях после долгого согласования "на верху" "Труду" удалось-таки выдавить внятный ответ, что же ждет граждан, уплативших деньги за страховой полис. В одной из ведущих компаний нам признались, что в работе с клиентами "возникло напряжение", но компания продолжает выплачивать страховые премии пострадавшим в ДТП. "Когда в справке из ГАИ указана прозрачная картина ДТП, то вопроса к клиенту нет, и дело решается в досудебном порядке. Подорожает ли страховка, пока сказать не можем, хотя отвлечение ресурсов произойдет неизбежно. Впрочем, это уже дело компании". В искренности последнего утверждения можно усомниться по причине неизбежных потерь из-за невозможности в новых условиях взыскать ущерб с виновника ДТП. Пока дело будет ходить по судам, выплаченные премии повиснут тяжким грузом на шее компании. Скорее всего, убытки страховщиков будут покрыты за счет увеличения суммы страховки. В ряде компаний этот рост прогнозируют в размере 30 процентов.
В другой крупной компании нам заявили, что этого не произойдет ни при каких обстоятельствах. "Нам и раньше через суд удавалось взыскивать с виновника всего 5 - 10 процентов от суммы ущерба. Что же касается выплат денег нашим клиентам, то они сегодня осуществляются по упрощенной процедуре оформления страховых случаев. Дело в том, что согласно новому Административному кодексу при аварии сотрудник ГАИ обязан составить протокол, в котором указываются его причины и на основании правил дорожного движения виновность той или иной стороны. Для выплаты премии нам достаточно иметь копию этого протокола. Поэтому автовладельцу надо требовать ее от инспектора. Если же какой-либо нерадивый гаишник откажется предоставлять протокол, то мы его самого затаскаем по судам".
Страховщики надеются, что в самое короткое время ГАИ найдет возможность решить эту проблему без обвала страхового рынка. В любом случае это будут временные, так сказать, подзаконные схемы. А закон всему голова. Попытки получить комментарий депутатов, готовивших этот закон, не увенчались успехом. Большая часть их поторопилась покинуть столицу с началом каникул. Кое-кто, несмотря на июльский зной, неожиданно "заболел". Вся эта история заставляет усомниться, что мощная лоббистская группировка, двигавшая Закон об обязательном автостраховании, просто прошляпила правовой казус, вызвавший панику на рынке страхования. Вопрос, кому выгодно такое законодательное вредительство, наверняка останется риторическим. Между тем уже сейчас нужно срочно вносить поправку в закон. Раньше осени этого не случится. Так что автовладельцам и страховым компаниям остается терпеливо ждать, когда по осени у думцев дойдут руки до сотворенных для нас проблем.