25 февраля 2017г.
МОСКВА 
-1...-3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТЕПЕРЬ НАС ЖДЕТ КРАСНАЯ ПЛАНЕТА

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 10 Июля 2003г.
Конструкторы и ученые приступили ко второму этапу подготовки полета землян на Марс - чертежи, идеи, сотни страниц подготовленного за предыдущие пять лет 13-томного аванпроекта предстоит теперь воплотить в материал. Сюжет из фантастического фильма начнет обретать вполне реальные контуры.В ходе опытно-конструкторских разработок предусматривается создание не только моделей, но и полноразмерных макетов, узлов, модулей, агрегатов будущего гигантского космического корабля. В реализации проекта участвуют мощные российские предприятия и НИИ - Исследовательский центр имени М.В. Келдыша; Ракетно-космическая корпорация "Энергия"; НПО "Энергомаш", институты медико-биологических проблем, космических исследований, геохимии, земного магнетизма, госпредприятие "Красная Звезда"...Основную финансовую поддержку работ продолжает осуществлять Международный научно-технический центр, причем ассигнования США увеличились вдвое - с 350 тысяч долларов на первом этапе до 700 тысяч - на втором. Взнос России - уникальные исследования, конструкторские разработки, бесценный опыт и ноу-хау отечественных предприятий.Главным координатором работ, ведущихся пока исключительно в России, является начальник отдела космической энергетики Исследовательского центра имени М.В. Келдыша Виталий СЕМЕНОВ.

- Виталий Феликсович, достигнута ли принципиальная договоренность между руководителями США, европейских стран и России о совместном участии в марсианской пилотируемой программе?
- Прежде всего хотел бы сказать, что идея отправки на Красную планету представителей Земли находит все больше сторонников среди политиков, общественных и государственных деятелей, ученых, конструкторов как на европейском, так и на американском континентах. Объединенная Европа, например, не просто всерьез изучает возможности организации экспедиции, но уже записала это в качестве конечной цели в долгосрочной космической программе "Аврора". Да и специалисты американского космического агентства НАСА также не скрывают своей возрастающей заинтересованности в осуществлении этого исторического полета.
На Международной научной конференции в июне в Москве около 20 докладов и 30 устных выступлений было посвящено Марсу. В общем, идея, как говорят, овладевает массами. Заключения межгосударственного соглашения можно ожидать в недалеком будущем. К этому моменту проектные и опытно-конструкторские разработки должны быть завершены, что позволит не начинать все с чистого листа. Мы сэкономим немало времени. На этап проектирования у нас ушло четыре года (1999-2002), еще три (2003-2005) потребуется на опытно-конструкторские разработки. В общей сложности получается 7 лет. А реализация всего проекта потребует ориентировочно 17-19 лет. Таким образом, если в 2005-м будет подписано межгосударственное соглашение, то полет к Марсу может состояться в 2016-2018 годах.
- В одном из специализированных космических журналов сообщалось, что стоимость экспедиции на Марс составит 100 миллиардов долларов. Даже для развитых стран это много...
- Нет, сегодня речь идет о значительно меньшей сумме - порядка 20 миллиардов. Для сравнения: лунная программа стоила американцам 25 миллиардов. Так что финансовая сторона марсианского проекта представляется нынче вполне реальной. Каждому государству, подписавшему соглашение, надо будет потратить от 1 до 4 миллиардов долларов, но не сразу, а в течение 10 лет. Вполне посильная финансовая нагрузка для развитых стран.
- Но осилят ли бюджеты космических агентств названных стран одновременно и строительство Международной космической станции (ее сооружение и эксплуатационные расходы оцениваются в 100 миллиардов долларов), и организацию полета экипажа на Марс? Некоторые специалисты предлагают завершить сооружение станции в ближайшие год-два в более скромном варианте, отказавшись от первоначальных "размашистых" планов. Высвободившиеся средства могут быть направлены на организацию марсианской экспедиции, которая в отличие от МКС станет поистине историческим событием. Ваше мнение?
- Трудный вопрос. Думаю, всегда можно найти оптимальное решение, позволяющее и станцию сохранить, и марсианскую экспедицию готовить.
- Поддержат ли проект рядовые американцы, европейцы, россияне?
- Я в этом не сомневаюсь. Телевизионные опросы в нашей стране показали, что 70 - 80 процентов россиян поддерживают отправку пилотируемой экспедиции на Марс. Полет к Красной планете вызовет не меньший энтузиазм всех землян, чем космический старт Юрия Гагарина. Этот проект может объединить, сплотить и государства, и народы, стать общей целью на ближайшие полтора десятилетия. Словом, до конца 2005-го всем заинтересованным странам предстоит принять решение.
- Почему именно 2005-го?
- Потому что с 2006-го надо уже передавать предприятиям заказы на изготовление модулей и блоков марсианского корабля. Иначе не успеть. Дело в том, что отправка экспедиции на Красную планету должна происходить во время максимального сближения Земли и Марса. А это бывает один раз в 15 лет. Ближайшее "окно" - в 2016-2018-м, а следующее будет только в 2030 - 2032-м. Вот почему международное соглашение по Марсу, надеюсь, будет подписано не позднее 2005-го.
- Не станут ли препятствием какие-нибудь сложные технические вопросы? Скажем, не успеют создать полномасштабный ядерный ракетный двигатель (ЯРД)?
- Работа идет параллельно по нескольким вариантам. Если успеют сделать ЯРД - хорошо, если нет, то возьмем другие "моторы". Например, электрические ионные движители, которые получают энергию от солнечной или ядерной энергоустановки. Они вполне могут использоваться и в качестве маршевых двигателей, и для ориентации, стабилизации.
Такие известные ученые, как академики Анатолий Коротеев (директор Центра имени Келдыша), Юрий Семенов (президент корпорации "Энергия"), Анатолий Григорьев (директор Института медико-биологических проблем) считают, что неразрешимых технических и медицинских вопросов, если речь идет о марсианском проекте, нет. Например, изготовление штатных конструкций для марсианского корабля планируется начать в 2010-м. Тот же упоминавшийся ионный двигатель, правда, небольшой мощности, уже испытывается в России в вакуумной камере, имитирующей космическое пространство на высоте 100 километров. Плазма вырывается из сопла, создавая тягу. Пока мощность двигателя - 5 киловатт. Сейчас делаем 30-киловаттный. А для марсианского корабля нужна мощность 6 тысяч киловатт. Скорее всего, на корабле будут использованы "пакеты", состоящие из ста с лишним ионных "моторов".
Впрочем, не отказываемся мы и от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), их тоже установят на марсианском корабле. Конструктивно они будут аналогичны тем, которые Россия изготовила для Индии.
- Какие еще макеты и модели, кроме ионного двигателя, будут изготовлены и испытаны в ближайшие два с половиной года?
- Например, 12-метровая секция солнечной батареи из аморфного кремния. На корабле общая площадь панелей составит примерно 50 тысяч квадратных метров (представьте себе широкую гладь подмосковного озера), но для проверки работоспособности хватит и 12-метровой конструкции. Испытания будут проводиться и на Земле, и в космосе. Для этого планируется вывести на орбиту искусственный спутник, используя учебные запуски военных ракет.
Весьма интересными обещают быть и испытания в уникальной аэродинамической трубе модели посадочного марсианского аппарата. В такой же кабине, только значительно больших размеров, трое землян опустятся на поверхность Красной планеты. Пока же мы хотим посмотреть, что будет с кабиной, когда она врежется в искусственно созданную марсианскую атмосферу с огромной скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука.
Среди множества других конструкций я бы выделил имеющую принципиальное значение новинку - бортовую центрифугу. Она нужна для создания в космосе искусственной силы тяжести. При возвращении с Марса на нашу планету после годового полета в невесомости организм космонавтов будет в значительной степени ослаблен. Если на борту не создать искусственной тяжести, то семикратные перегрузки во время входа в земную атмосферу могут оказать весьма неблагоприятное воздействие на членов экипажа. К тому же при длительной невесомости из костей вымывается кальций, страдают почки. Чтобы избежать этого, на марсианском корабле будет использоваться центрифуга. Конструкция ее уже известна. Диаметр - 4 метра, высота - полтора метра, масса - не более 250 килограммов. Рассчитана на трех космонавтов. Все члены экипажа будут регулярно вращаться на этой установке, чтобы организм не забывал про земное тяготение.
- Может, целесообразно смонтировать центрифугу и на МКС?
- Безусловно. И мы планируем в недалеком будущем отправить на международную станцию такую установку - и для испытаний ее в реальных условиях, и для постоянных тренировок космонавтов и астронавтов. Но пока предстоит изготовить ее и испытать на Земле.
- Готовы ли медики дать "добро" на полет космонавтов по трассе Земля - Марс - Земля, который продлится в общей сложности более 600 суток?
- Валерий Поляков, как известно, работал на орбите 438 дней. Это можно считать первым шагом на пути к марсианскому полету. Сегодня у медиков принципиальных возражений нет. В Институте медико-биологических проблем готовится совместный с Европейским космическим агентством наземный "марсианский полет" добровольцев. В течение 500 суток специалисты будут изучать психологическое самочувствие членов экипажа, изолированных от внешнего мира, их реакцию на возникающие аварийные ситуации.
- Не логичнее ли сначала отправить экипаж на Луну, а уж потом на Марс?
- Некоторые американские специалисты тоже предлагали такую схему. Но это не лучший вариант. На Луне атмосферы нет, а на Марсе есть. Посадка на Красную планету будет существенно иной, ибо придется тормозить в атмосфере. Экспедиция на Луну опыта не прибавит, а время потеряем.
- Можно ли оценить, насколько уже продвинулись конструкторы и ученые в реализации марсианского проекта?
- На сегодня - готовность 30 процентов, а к 2005-му она составит уже 40. Будет пройдена почти половина пути к заветной цели.
- К Марсу планируется отправить один корабль или два?
- Пока мы параллельно прорабатываем оба варианта.
- Сколько потребуется запусков ракет для сборки огромного корабля?
- Примерно 20 - 25. Масса его будет от 600 до 700 тонн. Такие ракеты, как наша "Ангара-5", французская "Ариан-5", американская "Дельта-4" смогут выводить на орбиту порядка 30 тонн полезного груза. Сборка марсианского корабля займет год. Она может начаться уже в 2015-м. А до 2010-2012-го необходимо закончить все наземные отработки и летные испытания.
- А что, если межгосударственное соглашение все-таки не удастся подписать?
- Что ж, мы рассматриваем различные варианты. Допустим, выйдет из игры Объединенная Европа - одна ситуация. Не поддержат проект Соединенные Штаты - другой расклад сил. Ну а если по каким-то причинам у проекта вообще не останется союзников за рубежом, что, на мой взгляд, маловероятно, что Россия сможет самостоятельно отправить корабль с экипажем из трех человек по траектории в облет Марса. В этом случае смету можно было бы уменьшить до 10 миллиардов долларов, а массу корабля - до 400 тонн.
- Какая человеку практическая польза от Марса, до которого надо лететь, рискуя жизнью, много месяцев?
- Помимо интереснейших научных исследований, которые позволят проникнуть во многие тайны Вселенной и больше узнать о нашей планете, Марс для землян представляет также исключительный интерес в практическом плане. Он может когда-нибудь стать запасной планетой, куда переселится человек, если Земле будет угрожать гибель.
А в ближайшей перспективе на Марсе можно было бы построить станцию слежения за астероидами. Напомню о событии, происшедшем в сентябре прошлого года и серьезно встревожившем ученых. Речь идет о падении в Иркутской области неопознанного небесного тела. Повалены сотни деревьев (хотя разрушения и поменьше, чем при взрыве Тунгусского метеорита). Но самое тревожное, что никто - ни военные, ни гражданские службы слежения не зафиксировали этого вторжения из космоса. А если завтра огненный болид врежется в густонаселенный город? В атомную станцию? Летящие к нашей планете небесные тела диаметром до 100 метров, в отличие от больших астероидов, обнаружить с Земли очень трудно. А для того чтобы предотвратить роковое столкновение, ракетчикам, ученым надо знать о небесном снаряде как минимум за три месяца. Вот для этого нужны аванпост, космический патруль на Марсе. Наблюдая за поясом астероидов, который проходит между Юпитером и Марсом, чуткие приборы передавали бы на Землю данные обо всех глыбах, уходящих по направлению к нашей планете. И тогда будет достаточно времени, чтобы подготовиться, запустить навстречу ракету с боезарядом, взрыв которого вблизи астероида изменит его траекторию...
Подобных примеров можно привести много. Полет экипажа на Марс, несомненно, принесет человеку много пользы. Значит, не стоит откладывать его до 2032 года...


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?