ТЕПЕРЬ НАС ЖДЕТ КРАСНАЯ ПЛАНЕТА

Конструкторы и ученые приступили ко второму этапу подготовки полета землян на Марс - чертежи, идеи, сотни страниц подготовленного за предыдущие пять лет 13-томного аванпроекта предстоит теперь воплотить в материал. Сюжет из фантастического фильма начнет обретать вполне реальные контуры.В ходе опытно-конструкторских разработок предусматривается создание не только моделей, но и полноразмерных макетов, узлов, модулей, агрегатов будущего гигантского космического корабля. В реализации проекта участвуют мощные российские предприятия и НИИ - Исследовательский центр имени М.В. Келдыша; Ракетно-космическая корпорация "Энергия"; НПО "Энергомаш", институты медико-биологических проблем, космических исследований, геохимии, земного магнетизма, госпредприятие "Красная Звезда"...Основную финансовую поддержку работ продолжает осуществлять Международный научно-технический центр, причем ассигнования США увеличились вдвое - с 350 тысяч долларов на первом этапе до 700 тысяч - на втором. Взнос России - уникальные исследования, конструкторские разработки, бесценный опыт и ноу-хау отечественных предприятий.Главным координатором работ, ведущихся пока исключительно в России, является начальник отдела космической энергетики Исследовательского центра имени М.В. Келдыша Виталий СЕМЕНОВ.

- Виталий Феликсович, достигнута ли принципиальная договоренность между руководителями США, европейских стран и России о совместном участии в марсианской пилотируемой программе?
- Прежде всего хотел бы сказать, что идея отправки на Красную планету представителей Земли находит все больше сторонников среди политиков, общественных и государственных деятелей, ученых, конструкторов как на европейском, так и на американском континентах. Объединенная Европа, например, не просто всерьез изучает возможности организации экспедиции, но уже записала это в качестве конечной цели в долгосрочной космической программе "Аврора". Да и специалисты американского космического агентства НАСА также не скрывают своей возрастающей заинтересованности в осуществлении этого исторического полета.
На Международной научной конференции в июне в Москве около 20 докладов и 30 устных выступлений было посвящено Марсу. В общем, идея, как говорят, овладевает массами. Заключения межгосударственного соглашения можно ожидать в недалеком будущем. К этому моменту проектные и опытно-конструкторские разработки должны быть завершены, что позволит не начинать все с чистого листа. Мы сэкономим немало времени. На этап проектирования у нас ушло четыре года (1999-2002), еще три (2003-2005) потребуется на опытно-конструкторские разработки. В общей сложности получается 7 лет. А реализация всего проекта потребует ориентировочно 17-19 лет. Таким образом, если в 2005-м будет подписано межгосударственное соглашение, то полет к Марсу может состояться в 2016-2018 годах.
- В одном из специализированных космических журналов сообщалось, что стоимость экспедиции на Марс составит 100 миллиардов долларов. Даже для развитых стран это много...
- Нет, сегодня речь идет о значительно меньшей сумме - порядка 20 миллиардов. Для сравнения: лунная программа стоила американцам 25 миллиардов. Так что финансовая сторона марсианского проекта представляется нынче вполне реальной. Каждому государству, подписавшему соглашение, надо будет потратить от 1 до 4 миллиардов долларов, но не сразу, а в течение 10 лет. Вполне посильная финансовая нагрузка для развитых стран.
- Но осилят ли бюджеты космических агентств названных стран одновременно и строительство Международной космической станции (ее сооружение и эксплуатационные расходы оцениваются в 100 миллиардов долларов), и организацию полета экипажа на Марс? Некоторые специалисты предлагают завершить сооружение станции в ближайшие год-два в более скромном варианте, отказавшись от первоначальных "размашистых" планов. Высвободившиеся средства могут быть направлены на организацию марсианской экспедиции, которая в отличие от МКС станет поистине историческим событием. Ваше мнение?
- Трудный вопрос. Думаю, всегда можно найти оптимальное решение, позволяющее и станцию сохранить, и марсианскую экспедицию готовить.
- Поддержат ли проект рядовые американцы, европейцы, россияне?
- Я в этом не сомневаюсь. Телевизионные опросы в нашей стране показали, что 70 - 80 процентов россиян поддерживают отправку пилотируемой экспедиции на Марс. Полет к Красной планете вызовет не меньший энтузиазм всех землян, чем космический старт Юрия Гагарина. Этот проект может объединить, сплотить и государства, и народы, стать общей целью на ближайшие полтора десятилетия. Словом, до конца 2005-го всем заинтересованным странам предстоит принять решение.
- Почему именно 2005-го?
- Потому что с 2006-го надо уже передавать предприятиям заказы на изготовление модулей и блоков марсианского корабля. Иначе не успеть. Дело в том, что отправка экспедиции на Красную планету должна происходить во время максимального сближения Земли и Марса. А это бывает один раз в 15 лет. Ближайшее "окно" - в 2016-2018-м, а следующее будет только в 2030 - 2032-м. Вот почему международное соглашение по Марсу, надеюсь, будет подписано не позднее 2005-го.
- Не станут ли препятствием какие-нибудь сложные технические вопросы? Скажем, не успеют создать полномасштабный ядерный ракетный двигатель (ЯРД)?
- Работа идет параллельно по нескольким вариантам. Если успеют сделать ЯРД - хорошо, если нет, то возьмем другие "моторы". Например, электрические ионные движители, которые получают энергию от солнечной или ядерной энергоустановки. Они вполне могут использоваться и в качестве маршевых двигателей, и для ориентации, стабилизации.
Такие известные ученые, как академики Анатолий Коротеев (директор Центра имени Келдыша), Юрий Семенов (президент корпорации "Энергия"), Анатолий Григорьев (директор Института медико-биологических проблем) считают, что неразрешимых технических и медицинских вопросов, если речь идет о марсианском проекте, нет. Например, изготовление штатных конструкций для марсианского корабля планируется начать в 2010-м. Тот же упоминавшийся ионный двигатель, правда, небольшой мощности, уже испытывается в России в вакуумной камере, имитирующей космическое пространство на высоте 100 километров. Плазма вырывается из сопла, создавая тягу. Пока мощность двигателя - 5 киловатт. Сейчас делаем 30-киловаттный. А для марсианского корабля нужна мощность 6 тысяч киловатт. Скорее всего, на корабле будут использованы "пакеты", состоящие из ста с лишним ионных "моторов".
Впрочем, не отказываемся мы и от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), их тоже установят на марсианском корабле. Конструктивно они будут аналогичны тем, которые Россия изготовила для Индии.
- Какие еще макеты и модели, кроме ионного двигателя, будут изготовлены и испытаны в ближайшие два с половиной года?
- Например, 12-метровая секция солнечной батареи из аморфного кремния. На корабле общая площадь панелей составит примерно 50 тысяч квадратных метров (представьте себе широкую гладь подмосковного озера), но для проверки работоспособности хватит и 12-метровой конструкции. Испытания будут проводиться и на Земле, и в космосе. Для этого планируется вывести на орбиту искусственный спутник, используя учебные запуски военных ракет.
Весьма интересными обещают быть и испытания в уникальной аэродинамической трубе модели посадочного марсианского аппарата. В такой же кабине, только значительно больших размеров, трое землян опустятся на поверхность Красной планеты. Пока же мы хотим посмотреть, что будет с кабиной, когда она врежется в искусственно созданную марсианскую атмосферу с огромной скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука.
Среди множества других конструкций я бы выделил имеющую принципиальное значение новинку - бортовую центрифугу. Она нужна для создания в космосе искусственной силы тяжести. При возвращении с Марса на нашу планету после годового полета в невесомости организм космонавтов будет в значительной степени ослаблен. Если на борту не создать искусственной тяжести, то семикратные перегрузки во время входа в земную атмосферу могут оказать весьма неблагоприятное воздействие на членов экипажа. К тому же при длительной невесомости из костей вымывается кальций, страдают почки. Чтобы избежать этого, на марсианском корабле будет использоваться центрифуга. Конструкция ее уже известна. Диаметр - 4 метра, высота - полтора метра, масса - не более 250 килограммов. Рассчитана на трех космонавтов. Все члены экипажа будут регулярно вращаться на этой установке, чтобы организм не забывал про земное тяготение.
- Может, целесообразно смонтировать центрифугу и на МКС?
- Безусловно. И мы планируем в недалеком будущем отправить на международную станцию такую установку - и для испытаний ее в реальных условиях, и для постоянных тренировок космонавтов и астронавтов. Но пока предстоит изготовить ее и испытать на Земле.
- Готовы ли медики дать "добро" на полет космонавтов по трассе Земля - Марс - Земля, который продлится в общей сложности более 600 суток?
- Валерий Поляков, как известно, работал на орбите 438 дней. Это можно считать первым шагом на пути к марсианскому полету. Сегодня у медиков принципиальных возражений нет. В Институте медико-биологических проблем готовится совместный с Европейским космическим агентством наземный "марсианский полет" добровольцев. В течение 500 суток специалисты будут изучать психологическое самочувствие членов экипажа, изолированных от внешнего мира, их реакцию на возникающие аварийные ситуации.
- Не логичнее ли сначала отправить экипаж на Луну, а уж потом на Марс?
- Некоторые американские специалисты тоже предлагали такую схему. Но это не лучший вариант. На Луне атмосферы нет, а на Марсе есть. Посадка на Красную планету будет существенно иной, ибо придется тормозить в атмосфере. Экспедиция на Луну опыта не прибавит, а время потеряем.
- Можно ли оценить, насколько уже продвинулись конструкторы и ученые в реализации марсианского проекта?
- На сегодня - готовность 30 процентов, а к 2005-му она составит уже 40. Будет пройдена почти половина пути к заветной цели.
- К Марсу планируется отправить один корабль или два?
- Пока мы параллельно прорабатываем оба варианта.
- Сколько потребуется запусков ракет для сборки огромного корабля?
- Примерно 20 - 25. Масса его будет от 600 до 700 тонн. Такие ракеты, как наша "Ангара-5", французская "Ариан-5", американская "Дельта-4" смогут выводить на орбиту порядка 30 тонн полезного груза. Сборка марсианского корабля займет год. Она может начаться уже в 2015-м. А до 2010-2012-го необходимо закончить все наземные отработки и летные испытания.
- А что, если межгосударственное соглашение все-таки не удастся подписать?
- Что ж, мы рассматриваем различные варианты. Допустим, выйдет из игры Объединенная Европа - одна ситуация. Не поддержат проект Соединенные Штаты - другой расклад сил. Ну а если по каким-то причинам у проекта вообще не останется союзников за рубежом, что, на мой взгляд, маловероятно, что Россия сможет самостоятельно отправить корабль с экипажем из трех человек по траектории в облет Марса. В этом случае смету можно было бы уменьшить до 10 миллиардов долларов, а массу корабля - до 400 тонн.
- Какая человеку практическая польза от Марса, до которого надо лететь, рискуя жизнью, много месяцев?
- Помимо интереснейших научных исследований, которые позволят проникнуть во многие тайны Вселенной и больше узнать о нашей планете, Марс для землян представляет также исключительный интерес в практическом плане. Он может когда-нибудь стать запасной планетой, куда переселится человек, если Земле будет угрожать гибель.
А в ближайшей перспективе на Марсе можно было бы построить станцию слежения за астероидами. Напомню о событии, происшедшем в сентябре прошлого года и серьезно встревожившем ученых. Речь идет о падении в Иркутской области неопознанного небесного тела. Повалены сотни деревьев (хотя разрушения и поменьше, чем при взрыве Тунгусского метеорита). Но самое тревожное, что никто - ни военные, ни гражданские службы слежения не зафиксировали этого вторжения из космоса. А если завтра огненный болид врежется в густонаселенный город? В атомную станцию? Летящие к нашей планете небесные тела диаметром до 100 метров, в отличие от больших астероидов, обнаружить с Земли очень трудно. А для того чтобы предотвратить роковое столкновение, ракетчикам, ученым надо знать о небесном снаряде как минимум за три месяца. Вот для этого нужны аванпост, космический патруль на Марсе. Наблюдая за поясом астероидов, который проходит между Юпитером и Марсом, чуткие приборы передавали бы на Землю данные обо всех глыбах, уходящих по направлению к нашей планете. И тогда будет достаточно времени, чтобы подготовиться, запустить навстречу ракету с боезарядом, взрыв которого вблизи астероида изменит его траекторию...
Подобных примеров можно привести много. Полет экипажа на Марс, несомненно, принесет человеку много пользы. Значит, не стоит откладывать его до 2032 года...