СПАСТИ "ЕЛИЗАВЕТУ"

Такой конфликт уже был. Первым в норвежский суд обратился экипаж российского траулера "Елизавета". Тогда рыбаки больше полугода простояли в порту Киркенес без работы и без денег. Суд счел требования россиян справедливыми и обязал судовладельца - компанию "Баренц-Верфь" - выплатить команде причитающуюся зарплату - 13,5 тысячи долларов США.

На этот раз в Киркенесе застряли рыбаки траулера "Леемети". Как оказалось, карельская компания "Гридино" (владелец судна) просто "кинула" их, не расплатившись, хотя перед рейсом сулила золотые горы. Что делать? Возвращаться в Мурманск и добиваться там заработанных денег? Но такое уже бывало неоднократно: рыбаки, поверив обещаниям, брали курс на Родину, даже выигрывали суды, но денег так и не получали. Почему-то оказывалось, что взять у компании нечего, кроме старых письменных столов да стульев.
Рыбаки "Леемети", можно сказать, пошли проторенной дорогой: поручили представлять свои интересы Мурманской областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства. И выиграли дело: норвежский суд обязал "Гридино" заплатить им 21 тысячу долларов. В противном случае судно выставили бы на аукцион. И компания, сначала даже не отвечавшая на телефонные звонки, сразу же объявилась, заверив, что вся заработная плата будет выдана в полном объеме.
- Мы просто не могли больше спокойно наблюдать за этим безобразием, - рассказывает председатель Мурманской областной организации профсоюза работников рыбного хозяйства Степан Качан. - Договорились с норвежским профсоюзом моряков, Арктической региональной организацией российского профсоюза моряков и подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Теперь будем оказывать помощь нашим рыбакам - как в России, так и в Норвегии.
Почему рыбаки попадают в подобные ситуации? Ведь, по логике, застраховаться от нее просто. Судовладелец, согласно Трудовому кодексу, должен заключить с рыбаком договор, в котором четко оговаривается сумма его заработной платы. Плюс "полярки", надбавки за сверхурочные и выходные, выловленную рыбу... Но на практике документ, как правило, не составляют - договариваются на словах. А когда дело доходит до расчета, выясняется - денег нет. Куда-то моментально исчезает судовладелец, а офис его фирмы вдруг оказывается заброшенным чуланом.
Буквально до недавнего времени рыбаки оставались в таких случаях бессильными. Они пытались обращаться в норвежские суды, но те только руками разводили: Россия, оказывается, не ратифицировала Конвенцию об унификации арестов судов. И вот в 2000 году документ наконец-то ратифицирован нашей страной. Теперь, согласно нормам международного права, судно с российской командой является залогом для экипажа, если возникают проблемы с выплатой заработной платы.
- Наобещать рыбаку, а потом не сдержать своего слова - это у нас в России в порядке вещей, - утверждает Качан. - А вот в норвежском профсоюзе действует железный закон: если хозяин судна не выполняет обязательств перед моряками, его корабль бойкотируют. Траулер, например, подходит к причалу - ему не предоставляют лоцмана, не дают выгружаться, не обеспечивают снабжением. У нас, к сожалению, ничего подобного нет. Поэтому мы и действуем через норвежский профсоюз.
После скандала с "Леемети" ни одно рыболовное судно с российской командой под арест с возможной продажей за долги не попадало. Да и с самим "Леемети" все закончилось благополучно благодаря слаженной работе трех профсоюзов - двух российских и норвежского. Возможно, именно такой подход приучит российских судовладельцев к цивилизованным методам работы, заставит их уважать и достойно оплачивать труд рыбаков. А наемные работники будут чувствовать себя более уверенно, зная, что за их интересы есть кому постоять.