ЕКАТЕРИНА ЖЕМЧУЖНАЯ: КВАЗИМОДО БЫЛ ЦЫГАНОМ

Народные артисты России Георгий и Екатерина Жемчужные - неразлучный дуэт в жизни и на сцене цыганского театра "Ромэн". Недавно здесь состоялась премьера музыкального спектакля "Вива, Кармен!". Это и послужило поводом для беседы с примой этого театра.

- Сколько артистических поколений насчитывает семья Жемчужных?
- Четыре. Заслуженная артистка России Ляля Жемчужная - пока самый младший наш представитель на сцене. Надеемся, будут еще.
- Ваш брак с Георгием Николаевичем называют чуть ли не идеальным во всех отношениях. Говорят, вы познакомились при каких-то необычайных обстоятельствах?
- Встреча и впрямь оказалась судьбоносной. Ученицей девятого класса я приехала на зимние каникулы из Тулы в Москву и попала на спектакль в театр "Ромэн". Меня заметили в зале и после представления отвели к тогдашнему художественному руководителю театра Семену Баркану. Он спрашивает: "Ты цыганка? Что умеешь делать?" - "Немного танцую, немного пою..." - "Покажи". Я показала. "Ты нам подходишь, поступай в нашу студию". - "Но я учусь в школе..." - "Тогда поступай через год". Но через год я поступила в музыкальное училище Ипполитова-Иванова и во время зимних каникул опять пришла в "Ромэн" на спектакль "Сломанный кнут". Меня опять заметили в зале. В общем, переманили в свою студию. Галя Санкина, однокурсница, предупредила: "Есть тут такой Гога Жемчужный, держись от него подальше". И я стала побаиваться этого Гоги, еще не видя его. А когда через неделю мы встретились, у меня мелькнуло в голове - "судьба". Он, видимо, испытал нечто похожее, и мы сбежали из театра в ансамбль к Николаю Михайловичу - Гогиному отцу. Вот так в17 лет цыган увел цыганку.
- Как же вас расписали, несовершеннолетних?
- Ну цыгане вообще-то не отличаются особым законопослушанием. Мы расписались, когда Ляля родилась. К тому времени уже учились в ГИТИСе: я - на актерском, Гога - на режиссерском. А по окончании института вернулись в "Ромэн".
- Не жалеете, что специфика театра "Ромэн" лишила вас возможности сыграть, допустим, Джульетту или мадам Баттерфляй, не имеющих чести принадлежать к цыганам?
- Зато я сыграла многое другое. Уже в первый год после окончания института у меня было пять главных ролей, в том числе, представьте, и Антигона.
- И все-таки о каких несыгранных ролях сожалеете больше всего?
- Знаете, это больше связано с кино - ведь там можно сыграть только один раз. Моя первая киногероиня Зорина из "Вечного зова" должна была появляться чуть ли не в каждой серии из двенадцати. Но меня не отпустили на съемки, и бедная Зорина осталась эпизодическим персонажем, хотя по сценарию у нее должен был родиться ребенок от героя, сыгранного Вельяминовым. Даже Карма из "Карнавала", которую зрители любят больше всего, оказалась "зарезанной". Режиссер Татьяна Лиознова посчитала, что моя героиня отвлекает на себя слишком много внимания ...
- Кто был для вас образцом в начале вашего артистического пути?
- Разумеется, легендарная Ляля Черная, с которой мы работали на одной сцене, Нонна Мордюкова, Элина Быстрицкая... да многие. Из зарубежных "звезд" - Элизабет Тейлор, с которой меня познакомила жена владельца русской радиостанции в Нью-Йорке.
- Вопрос, который нельзя не задать цыганке: насколько ваш реальный образ соответствует сценическому? К примеру, вы часто пользуетесь цыганским языком в быту?
- Реже, чем хотелось бы. Если только нам с Гогой нужно сказать друг другу что-то такое, чтобы другие не поняли, - например, на каком-то приеме... Ляля знает цыганский язык хуже нас, но на съемках "Цыганки Азы" озвучивала свою роль лучше всех.
- А гадать умеете?
- Какая же цыганка не умеет гадать? У меня хорошо развито предчувствие, даже в мелочах. Скажем, стоит мне подумать: "Что-то меня долго не зовут на телевидение", как буквально на следующий день раздается звонок с приглашением. Многим нашим актрисам я предрекла большое будущее, когда они были еще девочками: Ире Муравьевой, Рите Тереховой...
- А вам предсказывали судьбу?
- Да, мама на меня гадала. Собственно, от нее и я научилась. Только тут есть один нюанс: нельзя гадать самой себе.
- Хватает ли у вас времени заниматься домашним хозяйством?
- Ну об этом я уже почти забыла. Хотя очень люблю готовить и в первые годы супружества делала это с превеликим удовольствием. Теперь у нас такая хорошая горничная, что я не решаюсь с ней соперничать.
- Она тоже цыганка?
- Где же вы видели цыганку-горничную? Это замечательная русская женщина Рая.
- Лет десять назад многие наши артисты ринулись на Запад - теперь дружно возвращаются обратно. Вам не хотелось совершить такой вояж? Как-никак цыгане - народ кочевой.
- За границу хорошо ездить на экскурсии, а жить я бы хотела только в России, ведь мы вышли из русской диаспоры. Толстой перед смертью сказал: "Из всех завоеваний человеческой культуры мне жаль было бы расстаться с музыкой да еще с цыганской песней". Поэтому и Толстого, и Пушкина, и многих других классиков мы считаем своими гениями. Что до вашего вопроса, то больше всего я прожила в Лос-Анджелесе, когда работала по контракту в русском ресторане. В то время там выступали Михаил Шуфутинский и Владимир Кузьмин. Да мы и так объехали весь мир. Между прочим, когда перед постановкой "Кармен" мы отдыхали в Испании, Гога ухитрился отыскать церковь Санта Кармен. У испанцев есть святая с таким именем. Для нас это был как знак свыше.
- А вы бы хотели показать свою "Кармен" в Испании?
- Разумеется. Тем более что в Мадриде есть театр Анхеля Гутьереса - это наш с Гогой педагог по студии в ГИТИСе, долгое время работавший режиссером в "Ромэн". Он в свое время ставил "Кармен" и "Плясунью". Конечно, хотелось бы и его пригласить на спектакль.
- Какие у театра планы на будущее?
- Вообще-то я предпочитаю не говорить о планах - не из суеверия, а потому что сначала следует сделать, а потом хвастать. Могу сказать, что у Гоги уже лет 20 как написано либретто "Квазимодо" по "Собору Парижской Богоматери". Кстати, Квазимодо был цыганом. Но все эти годы мешало то одно, то другое... Когда-то мы хотели пригласить Киркорова, тогда еще никому не известного студента музучилища, на роль Феба, но теперь он так дорого стоит, что не подступишься. А пока мы собираемся повезти "Кармен" в Петербург, там нас ждут.
Беседу вел