Иркутский треугольник: в трагедии в Иркутском аэропорту много загадочного

Иркутский треугольник: в трагедии в Иркутском аэропорту много загадочного

Вчерашний понедельник для России оказался тяжким вдвойне. Страна приспустила государственные флаги в знак траура по, как минимум, 122 погибшим в воскресной авиакатастрофе пассажирского лайнера А5-310 авиакомпании "Сибирь" в аэропорту Иркутска.

Скорбное число, увы, наверняка вырастет. Среди обгоревших обломков самолета найдены фрагменты тел, несколько человек считаются пропавшими без вести.

В воскресной трагедии в Иркутском аэропорту много загадочного. А, по словам некоторых специалистов, знающих местные условия взлета и посадки не понаслышке, - и мистического. Говорят даже о некой черной ауре аэродрома. Пилоты в Иркутск летать не любят - вряд ли есть в стране другой такой аэродром, где со столь пугающей регулярностью случаются аварии и катастрофы. Лишь в последние годы самолеты там падали и бились в 1994-м, и в 1997-м, и в 1999-м, и в 2001-м. Причины всякий раз разные: возгорание двигателя и падение давления во всех гидросистемах, внезапный отказ двигателей при взлете, сильный перегруз, ошибка пилотов. Но одно все знают давно и твердо - аэропорт этот расположен крайне неудачно. Вокруг плотная жилая застройка, чего в принципе нельзя допускать. Самолеты садятся и взлетают, едва не задевая шасси за крыши и дымовые трубы. Маневрирование крайне усложнено. Случается - на эти самые крыши и падают. Как грохнулся 6 декабря 1997 года на головы иркутян гигантский Ан-124 "Руслан" ВВС РФ, перевозивший два истребителя Су-27 во Вьетнам. О постройке нового аэропорта власти говорят давно и безрезультатно.

Что погубило этот А-310, мы узнаем не скоро. Только когда в Москве расшифруют его "черные ящики". Надо надеяться, тогда станет исчерпывающе Иркутский треугольник В катастрофе лайнера авиакомпании "Сибирь" много загадочного понятно, почему вроде бы благополучно коснувшийся "бетонки" лайнер вместо того, чтобы начать торможение, вдруг начал наоборот - разгоняться. Почему не сумел затормозить, а пронесся до конца взлетно-посадочной полосы, врезался в бетонное ограждение летного поля, а затем - в невесть по чьему разрешению построенные в опасной зоне гаражи. А-310 воткнулся в них, расплющил пилотскую кабину и салон бизнесс-класса, взорвался и сгорел.

Некоторые из спасшихся пассажиров говорят, что перед столкновением с бетонным ограждением лайнер на земле набрал скорость. Мы решили выяснить у нашего эксперта, могло ли это стать причиной трагедии?

Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот 1-го класса: "Катастрофа в Иркутске могла произойти по техническим причинам. Дело в том, что в момент приземления створки на двигателях перекладываются на обратную тягу, после чего он увеличивает обороты. При этом реактивная струя выходит не назад, а вперед под определенным углом - так и происходит реверсивное торможение. Могло случиться, что в момент торможения A-310 режим работы двигателя увеличился, но версия створки на обратную тягу не переложились, режим реверса не сработал. В результате самолет уже на полосе набрал скорость, и случилась трагедия. Другой технический вариант - это отсутствие торможения самолета и выхода колес на режим глиссирования или аквапланирования. Проще говоря, если перед колесами образуется водяная пленка, то они не вращаются, а как бы скользят по поверхности безо всякого торможения. Но так бывает, если полоса не просто мокрая, а покрыта слоем воды. Все варианты возможных отказов техники должны проверяться в ходе летных испытаний самолета при получении сертификата. А проводились они или нет - это установит правительственная комиссия.