ЛАПА КОСОЛАПА

Поляны в районе Мастрюковских и Федоровских озер, где в выходные прошли фестивали, мало чем отличаются друг от друга. Те же сцены - гитары под парусом. Тот же "зрительный зал" - крутой спуск в долину Волги. И оба фестиваля - тридцать четвертые ...

На выступления бардов в начале -июля каждого года раньше собиралось до 150 тысяч человек. Скандалы последних лет поубавили интереса к этому действу. На этот раз собралось не больше 50 тысяч зрителей, причем на двух разных полянах. Что же разделило самую многочисленную песенную аудиторию страны на две половины?
Грушинский клуб, организатор и вдохновитель предыдущих фестивалей, оказался отлученным от традиционной поляны в районе Мастрюковских озер. Право на долгосрочную аренду этого участка волжской поймы получила жигулевская фирма "Мета". И хотя президент Грушинского клуба Борис Кейльман считает, что закон грубо нарушен, но в суде решение конкурсной комиссии пока не опротестовано.
Но земля - это еще не сам фестиваль. Есть отработанный годами сценарий, есть автор песни о Валерии Грушине, который трагически погиб на таежной реке Уде при спасении детей. Песня десятилетиями звучала при открытии большого концерта. Я не раз переживал эти волнующие минуты, когда тысячи людей на склоне горы, стоя со свечами в руках, пели вместе с бардами: "Где тайга темней, чем небо, где? На далекой, на таежной на реке Уде..."
В прошлом году интересы Грушинского клуба фирма "Мета" пыталась соблюсти. Фестиваль провели вместе.
- А сейчас нам выдвинули совершенно неприемлемые условия,- говорит Кейльман.- Поэтому мы решили переехать на Федоровские озера, где фестиваль не раз проходил в советские времена.
Фирма "Мета", по условиям конкурса не имеющая никаких обязательств перед Грушинским клубом, пригласила к творческому партнерству обьединение "Самарские барды", руководитель которого Петр Старцев до сих пор участия в проведении фестивалей не принимал. Благо, есть отработанный десятилетиями сценарий - и его использовали на всю катушку, не спрашивая ни у кого на то разрешения. Однако с песней о Валерии Грушине этот номер не прошел - автор Борис Есипов не дал согласия на использование.
Начало концерта получилось казенным и путаным. Вот объявили выступление представителя оргкомитета, а потом под хохот "горы" добавили, что он придет позднее. После вступительных речей решили, что пора петь песни. Но один из ведущих взялся читать свои стихи о том, как он "балдел до обалденья" на одной из "Груш". Воспитанные на творчестве Юрия Визбора, Александра Городницкого, Бориса Вахнюка, Юрия Кукина и других талантливых бардов, зрители с тоской вслушивались в такие перлы: "На горе собака, у собаки лапа, лапа косолапа- ой-ей-ей".
А на Федоровском фестивале в это время блистали Галина Хомчик, Алексей Иващенко и Георгий Васильев - знаменитые "Иваси". Концерт на гитаре здесь прошел на восторженной волне. Хотя общий уровень исполнителей и здесь восторгов не вызывал. Бардовская песня начинается с хороших слов, но в большинстве авторских сочинений поэзия, как говорится, и не ночевала. Это главная проблема раздвоившегося фестиваля. Плюс к тому массовое пьянство молодежи, особенно на Мастрюковской поляне, которая ближе к Самаре. Здесь повсюду высились горы мусора, и ничего с этим новые хозяева поляны поделать не смогли, хотя и обещали...
Авторы и исполнители песен обоих фестивалей во время встречи, которая прошла на Федоровской поляне, снова подтвердили свою позицию: Грушинский не нужно делить. Но ведь разделили же!..