СТАНЬ ОРЛОМ ЗА РУЛЕМ

Причину большинства аварий водители - виновники происшествий определяют двумя словами: "Не заметил". Не заметил грузовик сбоку, не увидел дорожный знак, проглядел, как сосед справа перестроился в мой ряд. В общем, зрение подвело.

НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ...
Поговорил с офтальмологом Андреем Ваниным, который часто проверяет зрение у водителей в одной медицинской фирме.
- Тем, у кого проблемы со зрением в допустимых рамках, - рассказывает Андрей, - мы рекомендуем носить за рулем очки или линзы. Но на наши советы многие просто плюют. Им кажется, что машину водят руками и ногами, а глаза - только приложение к ним. Между тем 90% информации водитель получает как раз с помощью зрения. К сожалению, при выдаче медицинских справок врачи действуют по инструкции, проверяют лишь основные параметры: близорукость, дальнозоркость, остроту зрения, способность различать цвета, очертания цифр. Я не припомню, чтобы кто-то из коллег измерял у водителей, к примеру, угол бокового зрения или умение определять расстояние до предметов - глазомер, умение сосредоточить взгляд на опасности и так далее. Вот и получается, что машины у нас часто водят люди, которые видят полдороги, а то и меньше. Отсюда и аварии.
Вывод из разговора с офтальмологом неутешителен. Оказывается, у нас около 40% автомобилистов имеют опасные дефекты зрения, а водителей, которые видят на 100%, то есть обладают орлиной зоркостью, в наш компьютерный век вообще редко встретишь. Если учесть, что медицинские справки о состоянии здоровья многие покупают, то процент полуслепых на российских дорогах гораздо выше. Самое грустное, что водители чаще всего даже не подозревают о своих проблемах. А ведь многие из них можно решить или хотя бы уменьшить их негативное воздействие без особых усилий.
НЕ КОСИ
С дальнозоркостью, близорукостью, а также с остротой зрения все вроде бы понятно. Чтобы их проверить, надо идти к врачам и учесть их советы насчет линз и очков. Кстати, линзы в поездках, а особенно по городу, конечно же, предпочтительнее. Любая оправа сужает так называемый угол бокового зрения. Кроме того, края стекол очков, особенно с большими диоптриями, искажают реальное изображение. Но уж если вы предпочитаете очки, то выбирайте такие, у которых есть двустороннее антибликовое покрытие. Они пропускают больше света, объекты видно четче, а ночью такие стекла не дают фарам обгоняющих машин слепить водителя.
Можно также попросить офтальмолога проверить и другие параметры вашего зрения, а заодно узнать у него, как действовать за рулем при том или ином недостатке. Но на это нужно время, а его всегда в обрез. Поэтому действуйте сами. Знать, на что способны ваши глаза, когда вы ведете авто, уже много значит.
Проверку начать лучше как раз с бокового зрения. Она проста. Выберите предмет на уровне глаз и отойдите от него метров на 10. Теперь голову - прямо, смотрите на него не отрываясь. Разведите руки в стороны параллельно плечам. Медленно сводите их, но не опускайте вниз. Наконец, глядя на предмет, вы увидели свои руки боковым зрением. Стоп! Измерьте угол между положением, которое они занимают в данный момент, и их исходным положением. Если он превышает 20 градусов, то боковое зрение "хромает". Вам при всем желании не увидеть все, что находится справа и слева от вашей машины, поскольку поле обзора (то, что видно, если не поворачивать голову) узко. В идеале угол должен быть равен 180 градусам. Если он снизился до 40 градусов - дело швах. Значит, вы страдаете "тоннельным зрением". Что это? А то, что вы способны видеть только то, что впереди машины, как в тоннеле, и вообще не замечаете все, что по ее бокам. Для вождения это опасно, но не стоит отчаиваться. Во-первых, офтальмологи подскажут, какими упражнениями можно расширить боковое зрение. А во-вторых, есть приемы, помогающие "тоннельщикам" лучше ориентироваться в потоке автомашин. Им стоит запомнить места, где справа или слева может неожиданно появиться пешеход или другое авто. Обычно это выезды из дворов, перекрестки, повороты, где нет разметки, пересечения дорог. Здесь лучше не косить глазами, пытаясь разглядеть, что сбоку, а чуть повернуть голову.
А вообще-то косить глазами за рулем врачи не рекомендуют и тем, у кого с боковым зрением все нормально. Дело в том, что после того как человек повернул глазное яблоко в сторону, а потом вернул его "на место", он не может мгновенно засечь опасность спереди. Так что и "зрячему" надежнее повернуть голову чуть вбок.
И еще. Угол бокового зрения увеличится, если вы правильно сядете за руль. То есть отодвинете водительское кресло настолько, чтобы ноги доставали до педалей, вытянутые руки дотягивались до баранки, а спина прижималась плотно к спинке. Тогда голова ваша будет находиться где-то у заднего краешка левого водительского стекла. По бокам вы увидите намного больше, чем в позе "учителки", как называют автомобилистов, которые грудью касаются рулевого колеса. Замечу также, что у женщин боковое зрение от природы лучше, чем у мужчин, но прижиматься к баранке (этим грешат многие дамы) во время езды им тоже не стоит.
ГЛАЗ - НЕ АЛМАЗ
Что нужно знать о своих глазах: они способны быстро переключаться с одного предмета на другой, третий, а то и видеть несколько объектов одновременно. Сами понимаете, что в городе без такого качества ездить весьма проблематично. Проверить эту способность легко. Медики предлагают специальную таблицу, в которую внесен ряд цифр, расположенных в таком порядке:
26 2 48 7 32 16 29 4 19 25 11 3 35 12 37 46 20 28 10 41 15 22 43 5 49 23 8 44 13 1 17 33 40 21 36 9 14 39 6 18 45 27 31 47 38 42 24 30 34.
Сядьте поудобнее и положите перед собой газету. Включите секундомер и попытайтесь быстро отыскать в таблице цифры по порядку от 1 до 49. Сделали это за минуту или меньше - можете прыгать от радости: глаза вас не подведут в сложной и изменчивой ситуации. Больше 80 секунд - насторожитесь: глазам требуется помощь, возможно медицинская. Чтобы убедиться окончательно, посмотрите еще одну табличку, где одни цифры выделены жирным шрифтом, а другие - обычным:
11 19 4 16 23 14 6 3 15 22 13 7 21 10 24 9 17 5 12 1 18 2 20 13 24 11 3 18 8 17 22 5 16 23 8 1 20 4 21 10 19 6 14 2 12 15 7 9.
Тут задание сложнее. Надо сначала найти жирную единичку, а потом обычную и так до цифры 24. 80 секунд говорят о том, что внимательностью вас бог не обделил, больше 100 - надо всерьез заняться зрением. Может, обратиться к врачам. Но и без них научиться сосредотачиваться на дорожных опасностях не составит особого труда. Обнаруживать их и делать соответствующие выводы - задача номер один.
КУДА СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ
В первую очередь надо научиться определять, что может угрожать вашей безопасности. Тут круг довольно узкий: пешеходы, автомобили в потоке и те, что припаркованы у обочин или тротуаров, велосипедисты, а также всяческие строения, будки, кусты, деревья, из-за которых может в любой момент выехать машина или выскочить человек. Второе, на что надо смотреть пристально, - это светофоры, дорожные знаки, разметка. Третьими по значимости идут объекты, не представляющие опасности для вашего автомобиля, но отвлекающие ваше внимание: рекламные щиты, красивые девушки или парни, магазины, киоски, необычные автомобили или даже знаки на них и так далее. Отсюда - советы профессиональных водителей и медиков.
* Предугадать опасность, которая ждет на пути, нельзя без взгляда вперед на несколько сотен метров. Профессионалы считают, что надо видеть пару перекрестков впереди и примерно 50 машин, окружающих вас в городском потоке. На трассе - просматривать перед собой дорогу минимум на 500-700 метров.
* Российские дороги требуют особого внимания из-за своего ветхого состояния. Поэтому нельзя "зацикливать" долгий взгляд на колдобинах и ямах. И вообще следует чередовать быстрые осмотры общей обстановки на улице с продолжительной задержкой внимания на наиболее важном - светофорах, дорожных знаках, пешеходах, авто и так далее.
* Не рекомендуется долго смотреть на один предмет или объект, даже если это очень интересно. Гаишники отмечают, что непомерное любопытство к ДТП на дороге приводит самих любопытствующих к аварии.
* Ни в коем случае не рекомендуется отвлекаться на второстепенные предметы и объекты, не имеющие отношения к движению. Например, долго рассматривать номерные знаки на автомобилях, рекламные щиты, внешность других водителей.
* На большой скорости ваш взгляд должен быть более цепким. Если вы не успеваете оценивать быстро меняющуюся обстановку, лучше сбавьте скорость. То же самое надо сделать и в темное время суток, в дождь или в пасмурную погоду.
ОДИН РАЗ ОТМЕРЬ, НО ТОЧНО
Глазомер - вещь тонкая. К сожалению, у многих водителей он слабо развит. Тех, кто умеет протиснуться в небольшой просвет между машинами в городском потоке или близко подъехать к бордюру, называют "миллиметровщиками". И они этим гордятся. Между тем способность определять расстояние от своего автомобиля до объектов впереди и по бокам можно натренировать и самому.
На пустынной площадке разложите картонные коробки. Подъехав к ним на какое-то расстояние, выйдите и измерьте его. Несколько тренировок дадут результат: вы будете определять дистанцию на глаз, подъезжая к коробкам почти вплотную. Проделайте это на различных скоростях. Рывок - остановка. Но не увлекайтесь. Даже в плотном городском потоке нельзя подбираться к автомобилю впе-реди ближе чем на два метра: если эта машина заглохнет, вам придется ее объезжать.
За городом некоторые специалисты определяют дистанцию, измеряя ее не только метрами, но и секундами. Цель - узнать, за какое время вы можете остановить свою машину, чтобы не наехать на идущую впереди, если с той что-то случится. Одна секунда длится ровно столько, сколько вы произносите фразу "один - двадцать два".
Глазомер должен "работать" не только вперед, но и вбок. Для тренировки по-пробуйте проезжать мимо тех же коробок правым, потом левым бортом как можно ближе. Снова выходите и измеряйте расстояние.
Следующий этап. Соорудите из коробок коридор. Сначала пошире, потом все уже и уже. Старайтесь проехать так, чтобы от правого и левого борта оставалось одинаковое расстояние. И снова не увлекайтесь: боковая дистанция не должна быть меньше 20-30 сантиметров. Обязательно обращайте внимание на свои зеркала и чужие. Очень часто водители, проезжая мимо ряда припаркованных машин, "целуются" зеркалами. А они дорого стоят.
Последний момент самый сложный. Во что бы то ни стало надо научиться определять, где останавливаются колеса вашего автомобиля. Их из салона не видно. Поэтому выройте ямки и пробуйте пройти колесами рядом, останавливаясь прямо перед ними. Тут придется попотеть. Зато в конце вы научитесь припарковывать автомобиль достаточно близко к бордюру тротуара и не задевать его дисками.
ОСТОРОЖНО: ДОЖДЬ!
Когда с неба сыплет, видимость резко падает. Поэтому даже при небольшом дождике надо включать стеклоочистители и периодически брызгать на ветровое стекло водой или жидкостью для мытья стекол. Это помогает убирать грязь, не размазывая ее. Особенно важно это делать за городом, на проселках. При обгоне в дождь щетки-дворники должны постоянно работать. Ведь идущий впереди автомобиль поднимает колесами много грязной воды. Если же встречная машина окатывает ваш автомобиль душем, научитесь держать глаза открытыми. Не бойтесь: вода стекло не пробьет, а вы будете видеть, что происходит на дороге.
Не стоит забывать и о том, что во время дождя при теплой погоде окна изнутри автомобиля сильно запотевают. И происходит это очень быстро: раз - и уже ничего не видно.
Не пытайтесь в это время хватать тряпку и тереть стекла. Это не поможет, если нет специальной ветоши для протирки. Тогда лучше включить на полную мощность обдув лобового стекла и сбавить скорость. Пелена спадет за полминуты.
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ
Многие водители знают, что глаза надо постоянно "подкармливать" витаминами, нажимать на морковь, чернику и прочие ягоды. Однако важна еще и постоянная гимнастика для глаз. Предлагаем для повседневных тренировок методику народного целителя и моего приятеля Валима Мелик-Нубарова.
* Каждое утро делайте гидротермические ванны. Смачивая салфетки то в горячей, то в ледяной воде, прикладывайте их к закрытым векам.
* Медленно переводите взгляд, не двигая при этом головой, с потолка на стену, на пол, вновь на стену - сверху вниз и наоборот. Затем справа налево и обратно. Далее повращайте глазами по часовой стрелке и против. Каждое упражнение надо выполнить раз по 10.
* Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Наклонитесь вперед, крепко зажмурьте глаза на 5 секунд и напрягите мышцы грудной клетки. Это упражнение можно делать в течение дня раз 10, лучше на свежем воздухе.
* Каждый день, чтобы снимать напряжение глаз, важно смотреть на закат и восход солнца. Если оно спряталось за тучами, замените небесное светило лампой. Предостережения два: смотреть надо только одним глазом, а не двумя и не на солнце или лампу, а в пространство вокруг них. Когда вы зажмуритесь после процедуры, то увидите светящиеся точки. Чем их больше, тем больше и пользы.
СОВЕТ ИЗ КРЕМЛЯ
Чтобы надежно ориентироваться в дорожной обстановке, кремлевским водителям инструкторы рекомендуют определять (причем перед каждой поездкой), какой глаз видит лучше - правый или левый. Делается это без посторонней помощи. В листе бумаги вырезается круглое отверстие сантиметров 10 в диаметре. Затем нужно взять этот лист и держать его перед собой на вытянутых руках. Далее окошко в листе надо направить на какой-нибудь предмет - часы на стене, например. Закройте один глаз, потом другой и сделайте вывод. Если, допустим, при взгляде левым глазом часы "поехали" в сторону, а при взгляде правым остались в центре, то это значит, что доминирующий глаз правый. Значит, во время езды водителю надо больше уделять внимания той стороне, где расположен "хромающий" глаз, то есть левой.
ПРИГОДИТСЯ В ПУТИ
Неприятно, но факт: водители не знают, как тренировать глаза, чтобы они видели хорошо. Между тем есть для этих чувст-вительных органов специальная гимнастика, которая помогает улучшить зрение, даже если оно у вас не на высоте. Что говорить, мало кто знает, например, как "убрать" усталость с глаз в долгой дороге. А упражнение совсем незамысловатое. Если "очи черные" покраснели, стали сухими, а под веками будто появился песочек, надо крепко сжать веки, несколько раз часто поморгать и опять сильно зажмуриться. Процедуру желательно повторять до тех пор, пока глаза не станут влажными.
Когда вы за рулем, пригодится и такой прием. Он хорош для ночной езды. Чтобы вас не ослепляли фары встречных машин, надо за несколько метров до встречи, когда свет вот-вот "ударит", прикрыть один глаз. Через пару секунд открыть его и зажмурить другой. А потом уже смотреть двумя.