Большой Камень укрепит здание российского судостроения

ОАО «НК «Роснефть» вносит весомый вклад в программу импортозамещения и укрепления российской экономики

В начале июля в городе Большой Камень Приморского края состоялось совещание, в котором приняли участие председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, а также представители голландской компании Damen Shipyards Group.

Совещание было посвящено реализации проекта создания судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, его социальной и инженерной инфраструктуры, а также обеспечению кадрами.

Не отметили, но ответили

Символично, что совещание прошло в июле. Ровно год назад с Запада и из США хлынул поток различных санкций, цель которых в основном сводилась к тому, чтобы «ущипнуть» российскую экономику. Причин отмечать эту дату у нас нет никаких, но подытожить, что сделано за санкционный период, полезно.

Наша страна богата сырьем, поэтому санкции в первую очередь коснулись всего, что так или иначе имеет отношение к добыче, особенно нефти и газа, в том числе и поставки плавсредств, способных работать в условиях арктического шельфа. В ответ на эти меры НК «Роснефть» на юге Приморского края осуществляет проект строительства суперверфи. В городе Большой Камень в настоящее время работает одна из ведущих российских судоверфей «Звезда», специализирующаяся на ремонте и переоборудовании подводных лодок, надводных кораблей и судов любого класса и назначения (как гражданских, так и военных). Технические возможности завода позволяли изготавливать и спускать на воду плавучие сооружения доковым весом до 13,5 тысячи тонн.

Но «Звезде» предстоит разгореться гораздо ярче. Как ранее отмечал И.И. Сечин, судостроительный комплекс будет ориентирован на постройку судов обслуживающего флота и морской техники в интересах компании при реализации собственных шельфовых проектов, а также позволит удовлетворить возрастающий спрос на продукцию судостроения со стороны других российских нефтегазовых и судоходных предприятий. Продуктовая линейка верфи включает весь спектр судов, необходимых для обеспечения и реализации шельфовых проектов, всех типов платформ, а также транспортные суда, в том числе газовозы и танкеры с большим дедвейтом (сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия).

Судостроительный комплекс «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн металла в год. Проект строительства комплекса реализуется в три очереди. Первая пусковая очередь СК «Звезда» должна обеспечить строительство среднетоннажных судов и морской техники. Вторая очередь предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники. Реализация третьей очереди подразумевает введение сухого дока с производственными цехами для строительства офшорной морской техники в бухте Пяти Охотников.

Таким образом, в здание российского судостроения заложен — в буквальном смысле — большой камень.

Еще раньше, в мае, «Роснефть» получила в порту Находка два специализированных судна, построенных на заводе «Звезда». Это бонопостановщики-нефтемусоросборщики, малые, но сложные в строительстве суда, где на ограниченном пространстве расположено большое количество специализированного оборудования. Бонопостановщики созданы для работы в акватории портов и являются универсальными судами. Они выполняют широкий спектр задач: ликвидация разливов на поверхности моря нефти и нефтепродуктов, очистка акватории от плавающего мусора, прием с судов льяльных вод (морская вода, используемая для обеспечения работы судовых установок, может смешиваться с различными загрязняющими веществами, в том числе с нефтепродуктами) с последующей выдачей нефтепродуктов в береговые или плавучие емкости, транспортировка и постановка боновых заграждений, транспортировка судов до 10 тонн.

После передачи судов бонопостановщики будут работать на акватории Находкинского нефтеналивного морского торгового порта.

Создавать производство в России

Добавим, что в рамках развития гражданского судостроения в Приморском крае создается инжиниринговый центр численностью до 300 человек, нацеленный на начальном этапе на разработку конструкторской документации и технологической подготовки производства, а в дальнейшем — на проектирование судов и морской техники полного цикла, в том числе и арктического класса. К настоящему времени сформирована структура центра, проработан механизм кооперации с российскими и зарубежными конструкторскими организациями по запуску его работы.

Глава Минвостокразвития Александр Галушка во время июльского совещания рассказал представителям Damen Shipyards Group о новых условиях инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке, которые формируются в рамках действующего закона о территориях опережающего социально-экономического развития и создаваемого свободного порта Владивосток. «Создаются меры, направленные на снижение рисков и увеличение доходности инвестиций. Наша работа — быть суверенным защитником инвестора, действуя в интересах развития экономики и территории. Общая формула — большой российский рынок плюс благоприятные условия инвестирования — в обмен на создание производства в России», — отметил Александр Галушка.

Губернатор остановился на вопросах создания социальной инфраструктуры, необходимой для развития проекта: «Комплекс позволит нам развивать производство, создаст новые рабочие места, улучшит налоговую базу. Я лично курирую проект. 10 тысяч специалистов планируется привлечь к работе: часть из них — жители Приморья, часть — приезжие. Для них необходимо строить жилье с развитой социальной инфраструктурой».

Население города Большой Камень на 2014 год составляло около 40 тысяч человек вместе с младенцами, поэтому не надо объяснять, что для жителей Большого Камня означают 10 тысяч рабочих мест, новое жилье, поликлиники, школы и дороги.

Председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин отметил: «Мы завершили процедуру вхождения консорциума «Роснефти» и Газпромбанка в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, в который входит ряд заводов в Дальневосточном регионе, один из которых — «Звезда». С этого момента наша задача — активизировать работу по реализации проекта».

Запрограммированы на успех

«Роснефть» дорожит зарубежными деловыми партнерами и уважает их, несмотря на изменившиеся условия. Но новые условия вынудили отказаться от многих проектов и заставили активизировать внутренние ресурсы.

Так, проведенный анализ показал, что санкционная политика значительно затрагивает направление геологоразведки, где использовалось более 93% оборудования импортного производства, применяемого в сейсморазведочных работах. IT-инфраструктура практически полностью зависела от поставок из-за рубежа, оттуда же прибывало 90% программного обеспечения.

Поэтому на сегодняшний день в «Роснефти» по всем позициям сформирован перечень отечественных аналогов и продукции стран Азии и БРИКС, а также предварительно определены области для запуска и совместной проработки с российскими или зарубежными производителями проектов НИОКР компании.

«Роснефть» уже более 10 лет ведет активные разработки собственных программных продуктов в области разведки и добычи. Наличие большого количества институтов с квалифицированными специалистами (геологами, разработчиками, программистами) позволяет выполнять собственные разработки в короткие сроки и сделать это на высоком уровне.

Наиболее продвинутыми на сегодняшний день оказались работы в области программного обеспечения разработки месторождений. В этой области создан эффективный набор программных продуктов компании для моделирования фильтрационных потоков, анализа данных для управления разработкой, проектирования ГРП. Познакомим вас с некоторыми из них.

«РН-КИМ» — программный аналитический комплекс, который позволяет выполнять сложные фильтрационные расчеты в процессе гидродинамического моделирования месторождений. В состав «РН-КИН» входит уникальный модуль оценки запасов по международным стандартам. Благодаря этому модулю НК «Роснефть» делает собственную техническую оценку запасов своих ключевых месторождений. «РН-КИМ» позволил существенно снизить использование дорогостоящего импортного программного продукта.

Гидравлический разрыв пласта является одним из основных методов, применяемых в компании для повышения нефтеотдачи пластов. Сейчас разрабатывается корпоративный симулятор ГРП, способный заменить западные аналоги в области моделирования и анализа ГРП. Пилотная версия программы будет готова в нынешнем году, а внедрение программы в институтах и дочерних обществах компании планируется c 2016 года.

Хорошо зарекомендовали себя в практическом использовании разработанные в компании программы комплекса «ПРАЙМ» для интерпретации геофизических исследований скважин, пробуренных по различным технологиям, как для интерпретации ГИС открытого ствола, так и для контроля за разработкой.

Совместно с Сибирским отделением РАН реализуется проект «Цифровой керн» для создания альтернативной зарубежным технологиям собственной технологии изучения керна сложных и нетрадиционных коллекторов путем математического моделирования различных процессов. Создаваемое программное обеспечение даст возможность проведения исследований, которые не могут быть выполнены в лабораторных условиях, сократит сроки и расширит возможности анализа кернового материала. Разработка собственного ПО по такому сложному направлению потребует участия ведущих отечественных научных организаций — университетов и научно-исследовательских институтов РАН. Подобный научный консорциум является достойным примером сотрудничества между компанией и научными организациями России, а его функционирование будет способствовать развитию научно-технологического потенциала нашей страны по такому стратегическому направлению, как разработка месторождений нефти и газа.

В октябре 2014 года заключено соглашение с одним из ведущих мировых производителей вертолетной техники о локализации производства и сервиса вертолетов на территории РФ для обслуживания удаленных месторождений. Стороны планируют приступить к сборке первых вертолетов уже в 2016 году, рассчитывая, что уже к 2025-му производство и обслуживание крылатых машин выйдет на 70% планируемой мощности.

Слово эксперту

Рустам Танкаев, генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал»

— В настоящий момент Россия уже располагает самым мощным в мире арктическим флотом. Базу составляют арктические ледоколы, а также значительное число танкеров, лихтеров, вспомогательных судов ледового класса и так далее. Для сравнения могу сказать, что весь ледокольный флот США, работающий в арктическом регионе, включает в себя три единицы и по сравнению с нашим производит впечатление мышки рядом со слоном.

Чтобы удерживать это первенство и осваивать углеводородные месторождения самостоятельно, потребуется огромное количество дополнительной техники. Новые суда и оборудование, приспособленные для решения специфических задач добычи в суровых северных условиях, необходимо разрабатывать и усовершенствовать. Наконец, и это главное, надо подготовить кадры, рабочих и инженеров, которые смогли бы решать все эти задачи. «Роснефть» решает весь комплекс перечисленных проблем, и это можно только приветствовать.

За последние четверть века мы почти потеряли квалифицированный рабочий класс. Для его воссоздания необходимы вот такие учебно-научно-производственные кластеры, которые продвигает «Роснефть», — это и приморская «Звезда», и мурманский кластер в Росляково. Это очень важная государственная задача, и неудивительно, что ее решает крупнейшая государственная компания со своими интересами в Арктике.

Что касается добычи нефти в морях Карском, Лаптевых и Чукотском, то прежде придется провести огромный комплекс научно-исследовательских работ. Те платформы, которые работают в теплых морях, непригодны для наших арктических шельфов. Необходимо разрабатывать что-то принципиально новое. Что и как — вопрос к ученым, и вопрос этот сегодня открыт. Было много предложений, в том числе от РАН, и от узкоспециальных научных центров. Именно судостроительные кластеры «Роснефти» призваны обеспечить возможность прорыва — как в научно-исследовательском плане, так и в плане реализации.

Речь о прорыве такого же порядка, какой в свое время обеспечили система ВСТО и балтийский порт Усть-Луга. Благодаря им Россия больше не зависит от транзитеров при транспортировке своей нефти и свободно выходит на любые рынки. Это был серьезный геополитический успех. Такой же прорыв способны совершить научно-производственные судостроительные кластеры «Роснефти». Мы все ждем с нетерпением знаковых событий на этом фронте.