10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОРГ НЕ ПРОСТО УМЕСТЕН. ТОРГ НЕОБХОДИМ

Груничева Любовь
Опубликовано 01:01 10 Августа 2000г.
Недавно Французская ассоциация держателей русских ценных бумаг предложила российским владельцам 1,2 миллиона долларов за архивы, содержащие опись наших драгоценностей, более 80 лет удерживаемых крупными банками мира. Об этом сообщил корреспонденту "Труда" Аркадий Вольский. Он и возглавляемый им Российский союз промышленников и предпринимателей, которому в этом году исполняется 10 лет, бескорыстно занимаются поисками ушедшего за пределы России золота и другой нашей загрансобственности.

- Аркадий Иванович, вас навестил недавно в Москве бывший посол Японии господин Того, который в разговоре как бы между прочим дал понять, что торг по поводу нашей загрансобственности уместен. Значит ли это, что, скажем, вывезенное в начале века золото будет возвращено Российской Федерации?
- Начнем с того, что пока никто не собирается грузить нам ящиками золото из-за границы, хотя его там и немало. В том числе из Японии. По оценкам Международного экспертного совета по материальным и культурным ценностям за рубежом и последнего царского министра Валериана Моравского (личный архив которого хранится в Гуверовском институте в Калифорнии), стоимость золота, серебра, алмазов, вывезенных в 1914-1920 годы из России во Францию, Англию, Швейцарию, Японию, США и другие страны для закупок оружия, оценивается в 250 миллионов рублей царской чеканки. По нынешним деньгам стоимость этого наследства составляет около 120 миллиардов долларов. Кругленькая сумма, не правда ли? Подчеркну, что это без учета недвижимости: дворцов, особняков (скажем, подаренных или купленных представителями царской фамилии). Вместе со всем этим "царское" наследство "тянет" примерно на 400 миллиардов долларов.
Но мы сейчас говорим о своего рода "занимательной математике". Почему? Потому, что Россия из-за границы (пока) не получила ни копейки. Кстати, по мнению экспертов, российские деньги, переданные Чехии еще в 20-е годы, помогли ей уже в наши дни стабилизировать крону.
Но кроме уже упомянутой - царской, есть собственность, которая по Потсдамскому соглашению в качестве репараций была национализирована после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в пользу России. Сюда входит имущество гестапо, гитлерюгенда и прочих фашистских организаций. Кстати, уже в наше время, в 1991 году, Конституционный суд Германии еще раз подтвердил юридическую силу актов, подписанных комендантами военных времен, о передаче нашему государству этой собственности.
Наконец, так называемый третий вид нашей собственности - это то, что было куплено или построено "за кордоном" уже в советские времена и перешло в порядке правопреемства от Советского Союза к Российской Федерации.
Ведь не секрет, что бывший СССР как одна из двух мировых держав, "диктующих политическую моду", затрачивал колоссальные средства на поддержание своего влияния в мире. Москва была щедра в отношении стран третьего мира - "слаборазвитых, но прогрессивных в движении к социализму". Особая статья - помощь братским странам соцсодружества.Так появились Асуанская ГЭС, Бхилайский металлургический комбинат, нефтепровод "Дружба" и другие дорогостоящие объекты. Между прочим, все это оплачено нашими с вами деньгами. А где теперь, скажите, денежки бывшего СЭВ? Никто из тогдашних членов этого содружества о них сегодня не вспоминает.
- Неужели наше правительство не знает об этом богатстве - иначе зачем ему просить по миру кредиты и добиваться отсрочки долгов?
- По официальным данным департамента собственности за рубежом Минимущества РФ, Россия владеет за границей лишь 2,5 тысячи объектов недвижимости балансовой стоимостью около трех миллионов долларов. Владельцами их являются МИД - 1541 объект, Управление делами президента РФ - 715, Минобороны и внешнеторговые организации - 163, Росзарубежцентр - 7, РИА "Новости" - 63 объекта. Об остальных наших объектах известно лишь то, что их за рубежом очень много, а денег в госказну они приносят очень мало.
Несколько лет назад правительство попыталось навести порядок в контролируемом им заграничном имуществе, обязав все предприятия и ведомства представить перечень наличности. Идея провалилась. Когда провели элементарную проверку, выяснилось, что если по отчету за какой-то организацией, допустим, числилось 30 объектов, то на самом деле работники Минимущества обнаруживали... 300.
- Правда ли, что многомиллиардный государственный капитал - заводы, пароходы, аэродромы и прочее, находящиеся за рубежом, можно было получить в частную собственность, не нарушив, как говорится, буквы закона?
- К сожалению, это так. В период развала Союза был небольшой период законодательной неразберихи: наряду с союзными действовали и вновь нарождавшиеся российские правовые документы. Имея по союзному законодательству право распоряжения собственностью, многие структуры преобразовывались, скажем, в концерны, передавая собственность в уставный капитал. Далее концерн становился акционерным обществом. И концы в воду...
Естественно, сейчас ни о каком возврате ушедших в частные руки государственных средств говорить не приходится - закон обратной силы не имеет. Более того, если какое-либо АО как юридическое лицо зарегистрировано за рубежом, то оно и живет по законам тех стран и платит там налоги. Сколько государственной собственности, таким образом, приватизировано, никому доподлинно не известно. Никто, в частности, не знает, что стало теперь с 48 представительствами Общества дружбы с зарубежными странами или с 50 представительства "Совэкспортфильма" и кто ими сегодня распоряжается. Тайна, покрытая мраком. Этот список можно продолжать до бесконечности.
- Выходит, основной части своего имущества за рубежом Россия лишилась, а то, что осталось, настолько незначительно, что уже и возвращать-то по существу нечего? Хотя вот принципиальные французы "не списали" России даже мелкие долги, добившись от нее оплаты векселей, выданных еще в начале века...
- При этом французская сторона не вспоминает о почти 50 тоннах российского золота, находящегося с 20-х годов на "временном хранении" в их банках. У нас есть право вполне законно востребовать их в любой момент, как это записано в 259-й статье Версальского мирного договора. Такая же ситуация в Японии, где "осело" 150 тонн золота. Документальное подтверждение этим фактам имеется уже в упомянутом мною архиве, за который ЦРУ США хочет получить огромные деньги. Кстати, эксперты британской розыскной фирмы "Пинкертон" в заключении, присланном на имя одного из авторов проекта "Возвращение" - профессора Дипломатической академии МИД РФ Владлена Сироткина, считают, что данные о величине "царского золота" занижены. С другой стороны, представитель "Bank of England" оценивает только английский долг с набежавшими за 80 лет процентами в 50 миллиардов долларов.
Международные адвокаты утверждают, что оригиналы финансовых конвенций, которыми оформлялись царские "золотые посылки", есть во многих архивах, в том числе и в России. Но некоторые государства (например, Япония и Франция) в момент обострения отношений с нами вообще прекратили доступ к архивным материалам, касающимся нашего имущества за рубежом. Кроме того, у каждого российского ведомства - МИДа, Минфина, Центробанка и прочих есть и собственные архивы, в которых все подробно записано: где, что, почем?
Есть и соглашение с бывшими республиками СССР, по которому они отказались от своей доли зарубежной собственности в обмен на то, что Россия будет выплачивать их долги. Не ратифицировали "нулевой" вариант лишь Украина, Грузия, Молдавия, которые и долги не платят, и определенную долю советского загранимущества "продолжают считать своей". Сколько же теряет на этой "неурегулированной дележке" Россия?
Хотя в соглашении записано, что право на собственность возникает лишь при условии, когда то или иное государство выплачивает свою долю долга бывшего СССР. Получается, что де-юре загрансобственность бывшего Союза не переоформлена на Россию.
Иностранцы из дальнего зарубежья по-умному используют эту ситуацию, скажем, не выплачивают дивиденды от работы совместных предприятий.
- Сейчас во всем мире актуален вопрос о капитализации долгов... Иначе говоря, чтобы иностранцы давали нам деньги не в качестве кредитов, а, допустим, в счет погашения долгов царскому правительству.
- На мой взгляд, моделью таких взаимоотношений может служить Япония. Скажем, можно договориться на взаимовыгодной основе по нескольким проектам, особенно интересующим японскую сторону: строительство двух АЭС на Дальнем Востоке, прокладка газопровода Иркутск - Пекин, разработка в Сибири Ковыткинского газового месторождения.
Или, скажем, ГЭС во Вьетнаме строила Россия. Сейчас это собственность Вьетнама. Почему бы не разрешить Российской Федерации в счет погашения кредитов, выданных этой стране, купить, скажем, плантации каучука? Такие примеры взаимовыгодного сотрудничества можно продолжать...
- Высокие чиновники говорят, что ни одна сделка, операция купли-продажи невозможна без специального решения правительства...
- Не проходит и года без какого-либо конфуза. В начале 90-х годов громкий скандал произошел с российским Домом науки и культуры в Берлине, который чуть было не достался липовой германской фирме "Фридрихштрассе 176-179". Притязание на Сергиевское подворье в Иерусалиме (которое было оценено примерно в 50 миллионов фунтов стерлингов), ссылаясь на родство с семьей Романовых, высказал принц Филипп Эдинбургский - муж английской королевы Елизаветы. Немалый спор вызвала православная церковь Николая-Угодника в итальянском городе Бари.
Оказывается, иностранцам, чтобы стать владельцами нашей загран-недвижимости, не надо утомлять себя дипломатией или нудными судебными тяжбами. Недвижимость порой элементарно разграбляется или захватывается. Скажем, еще с царских времен нашему государству принадлежали огромные земли в Персии. Но по неписаным восточным законам собственностью считается лишь то, что обнесено высоким забором. А у нашего МИДа нет денег на ограждение даже вокруг собственной территории.
- Удивляет не только это. Вот г-н Шохин, скажем, опасается, что ежели Великобританию обяжут по-рыночному пересчитать и выплатить России эквивалент царского золота, то для английского налогоплательщика это станет мощным потрясением. Конечно, ему, финансисту, виднее: кто более нищий - россиянин или британец... Кто же и как должен управлять собственностью России за рубежом?
- Если закон о российской собственности за рубежом будет наконец принят, разумнее всего управление его отдать в одни руки. Скажем, создать самостоятельную структуру в ранге министерства - Федеральное агентство по собственности за рубежом (причем на это не потребуется тратить дополнительных средств, надо будет просто ввести в его штат профессионалов из соответствующих подразделений МИДа, Центрального банка и т.д.), подчинив его непосредственно президенту России. Тогда бы был торг неуместен...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников