АЭРОПОРТ ПОД КОЛПАКОМ

Террористический акт, совершенный в Москве 8 августа, вновь заставил людей почувствовать свою незащищенность. Если раньше мы боялись темных пустынных улиц, то теперь - стесненного пространства, полного случайных людей. В Москве первое место по возможной тяжести последствий терактов занимают, очевидно, аэропорты. Во всем мире они особенно привлекательны для террористов. Для Москвы это особенно актуально сейчас, когда заканчивается период отпусков и поток пассажиров резко возрос.

Основной натиск "курортников" в Москве, по традиции, испытывает на себе аэропорт "Внуково", где базируются сегодня 33 авиакомпании. И по мнению экспертов, действующая в этом аэропорту комплексная система обеспечения безопасности на сегодня является лучшей во всем Московском авиационном узле. Мы попросили представителей правоохранительных органов, создающих эту систему, подробно рассказать о ее работе.
- Наше главное достижение, я считаю, заключается в том, что мы научились работать вместе, - говорит зам. начальника линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) Олег Калинкин. - Аэропорт находится в сфере интересов почти всех специальных служб, не только милиции. Свои зоны ответственности у ФСБ, таможни, пограничников. И у Федеральной службы охраны (ФСО) тоже, поскольку входящий в общую структуру аэропорта комплекс "Внуково-2" обслуживает высших должностных лиц России. Кроме того, свои объемные задачи выполняет Служба авиационной безопасности ОАО "Внуково", не говоря уже о частных охранных предприятиях, охраняющих автостоянки, магазины и кафе на территории комплекса.
Мы отработали механизмы взаимодействия, которые позволяют не только обмениваться оперативной, "горячей" информацией, но также планировать и осуществлять совместные операции на постоянной основе. Один из принципов работы заключается в том, что проблемы "надо останавливать на подходе".
Цыган, к примеру, которые несколько лет не только занимались в здании аэровокзала различного рода мошенничеством и кражами, но и вносили изрядный беспорядок в обстановку, осложняя контроль за ней, теперь из этого здания выгонять нет нужды. Совместными усилиями милиции и администрации поселка Внуково они были просто выселены со снимаемой жилплощади. А ездить "на работу" из города Малоярославца, где они прописаны, настолько неудобно, что сама "работа" теряет привлекательность.
Исчезла из аэровокзала и толпа навязчивых граждан в спортштанах, вертевших на толстых пальцах ключи от автомобилей. Тех, что толпой налетали на прилетевших пассажиров, предлагая довезти до Москвы за сумасшедшие деньги, причем без всякой гарантии сохранности как багажа, так и самого пассажира. Теперь при "Внуково" работают только лицензированные таксисты, с ФИО на приколотой к груди бирочке, с предупредительностью во взгляде и единым разумным тарифом.
Также не встретишь теперь в зале аэропорта быстроглазых детей солнечного Кавказа, подрабатывающих на перепродаже билетов. Операция "Билетер", проведенная совместно ЛОВД, САБ и администрацией аэропорта, поставила кассиров под жесткий контроль. Несколько человек пришлось уволить. А самим "билетчикам", взятым на персональный учет, создали такие условия, что теперь они изредка приезжают лишь затем, чтобы встретить и проводить родственников или знакомых.
В общем, теперь в здании аэропорта практически не встретишь "лишних" людей. Ситуация стала упорядоченной, понятной, контролируемой. Сегодня это крайне важно еще и потому, что только такая ситуация позволяет эффективно защищать людей в аэропортах от возможных попыток террористических актов.
Уже не первый год на территории "Внуково" действует антитеррористический штаб, куда, кроме представителей правоохранительных органов, входят руководители аэропорта и местной администрации. Штабом руководит начальник САБ Николай Налобин - генерал-майор госбезопасности в отставке, специализировавшийся еще в советские времена как раз в области борьбы с терроризмом на воздушном транспорте.
- Такие проблемы нельзя решить одной кампанией, - считает генерал-майор Налобин. - Это комплексная проблема, требующая в наше время во всем мире постоянных совместных усилий. Все секреты, конечно, раскрыть я не могу. Но сейчас у нас уже реально функционирует несколько эшелонов защиты. Визуальный и выборочный паспортный контроль на прилегающей площади обеспечивают местная милиция и ОМОН. Въезд на привокзальную площадь проходит через ряд КПП. Парковка находится под полным круглосуточным видеонаблюдением оператора частного охранного агентства, сообщающего обо всех происшествиях по прямой линии дежурному по ЛОВД. Перед зданием аэровокзала расположен тридцатиметровый коридор безопасности, где парковка запрещена в принципе. В здании аэропорта постоянно работают наряды ЛОВД и группа информационной безопасности САБ, обученная действиям в чрезвычайных ситуациях и методам наблюдения. Бесхозная вещь не может пролежать больше минуты, ее немедленно обнаружат. То есть каждый шаг, который совершают прибывающие в аэропорт люди, проанализирован, рассчитан и защищен.
Согласно регулярно проводимым в залах аэропорта опросам общественного мнения сегодня состояние общественного порядка во "Внуково" считают хорошим 30,7 процента пассажиров (против 10 в 1999 году), удовлетворительным - 62,7 процента (против 50), неудовлетворительным - 6,6 процента (против 40). За семь месяцев нынешнего года только у лиц, прилетевших в аэропорт с Северного Кавказа, было изъято 38 единиц огнестрельного оружия (из них 28 - нарезного), около 500 единиц боеприпасов, 32 единицы холодного оружия, граната РГД-5, 47 фальшивых документов сотрудников правоохранительных органов.
Для правоохранительных органов аэропорт за свой счет купил спецконтейнеры "Фонтан-2М" (специальные колпаки, которыми накрывают предметы, предположительно содержащие взрывчатые вещества), детекторы для обнаружения взрывчатых веществ. За свой же счет создается при аэропорте мини-питомник для служебных собак, которых натаскивают на поиск взрывчатых веществ и наркотиков. Готовится проект системы полного телевизионного контроля всего аэропортового комплекса. Оборудование будет куплено и смонтировано за счет ОАО "Внуково-Инвест".
- Конечно, это все очень дорого стоит, - говорит Николай Налобин. - Но для руководства ОАО "Внуково-Инвест", которое является совладельцем "Внуково", характерен именно государственный подход к проблеме безопасности. Ведь аэропорт - это не то место, где деньги имеют право решать все. Потому что никакая прибыль не стоит одной человеческой жизни.