06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕНЕЦ СВЯТОСТИ

Королев Александр
Опубликовано 01:01 10 Августа 2000г.
13 августа в Москве созывается Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Грядущий религиозный форум в качестве одного из важнейших рассмотрит вопрос о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. К поименной канонизации будет представлено более 1000 святых. В этой связи многие читатели "Труда" просят рассказать, что представляет собой феномен святости христианских подвижников. За какие духовные подвиги удостаиваются христиане чести прославления в лике святых? На эти и другие вопросы отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

- Прежде всего, Ваше Высокопреосвященство, разъясните: кого Церковь называет святыми, когда началось причисление умерших христиан к лику святых и какой религиозный смысл имеет это церковное установление?
- Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. Святые - это наглядное обнаружение Промысла Божия о человеке. Каждый святой со своим особым житием являет путь к святости и выступает как образец этого пути. По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которые воздают им молитвенное чествование. В древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. В церковных источниках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях как евангельских событий, так и дней памяти мучеников.
- "Причтение к лику святых" и "канонизация святого" - это равнозначные понятия или тут есть какие-то нюансы?
- Термин "канонизация" - латинизированная транскрипция греческого глагола "определять, на основании правила узаконять", - был введен в оборот западными учеными богословами довольно поздно. В греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание "причтение к лику святых" или "вмещение, вчинение в лик святых" - позднее оно перешло в церковный язык древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне.
- Кого Русская Церковь первыми прославила в лике святых? Известно ли, сколько всего на сегодняшний день у нас святых и почему существуют разные "статусы" святых?
- В период от принятия христианства на Руси до середины XVI века, т.е. до времени Соборов 1547 и 1549 годов при митрополите Московском Макарии, Русской Православной Церковью было установлено почитание 68 святым. Среди них князья Борис и Глеб, княгиня Ольга и князь Владимир, преподобные Сергий Радонежский и Феодосий Печерский. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые и др.) в Русской Церкви святые различались и по распространенности их почитания - местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. В связи с тем, что история не сохранила формальных документальных свидетельств о причтении к лику святых многих русских подвижников, нельзя назвать точное число русских святых, бесспорно их много сотен и даже тысяч.
- Вот уже свыше десяти лет Вы, Владыка, возглавляете Синодальную комиссию по канонизации святых, а ранее почти столько же времени руководили канонической подкомиссией Юбилейной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси... Расскажите хотя бы о некоторых результатах деятельности по изучению и прославлению русских святых.
- Начавшая свою деятельность в мае 1981 года Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии празднования 1000-летия Крещения Руси подготовила канонизацию девяти подвижников Русской Православной Церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной Церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви нового времени.
Синодальной Комиссией по канонизации святых, образованной в 1989 году, подготовлены материалы, на основании которых на Поместных Соборах 1988 и 1990 гг., а также на нескольких Архиерейских Соборах, были прославлены угодники Божии, среди которых особенно большим почитанием в православном народе пользуются святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия), Святейший Патриарх Тихон и новомученики и исповедники Российские XX века. Число уже состоявшихся канонизаций, начиная с 1988 года, - 27 для общецерковного почитания, - значительно превысило число канонизаций, совершенных за два столетия синодальной эпохи.
- Думается, многим хотелось бы понять, каким образом выносится окончательное решение о возможности или невозможности причтения того или иного подвижника веры к лику святых? Насколько велика при этом вероятность ошибки?
- Согласно постановлению Священного Синода от 6 июля 1989 года инициатива о возбуждении вопросов о канонизациях может исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.
При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остается неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви. Чтобы исключить всякую ошибку, комиссия проверяет поступающие материалы, выявляет основания для прославления подвижника и нет ли для этого препятствий, о чем и сообщает Святейшему Патриарху и Священному Синоду.
- На предстоящем Архиерейском Соборе ожидается канонизация новомучеников Российских. Хотелось бы узнать, какие проблемы пришлось решать Синодальной комиссии, готовившей материалы к соборной канонизации новомучеников?
- Для примера остановлюсь только на одном из многих сложных вопросов, с которыми сталкивается комиссия, рассматривая материалы о репрессиях против клириков и мирян. Так, при ознакомлении с содержанием соответствующих документов репрессивных органов выясняется: на допросах и под пытками следователей некоторые из пострадавших вели себя небезупречно, подписывали протоколы допросов с самооговором либо даже с именами мнимых соучастников по делу, в результате чего оговоренные лица, в свою очередь, тоже подвергались репрессиям.
Поскольку в святом деле прославления угодников Божиих ошибок быть не должно, в том случае, когда компрометирующий материал, содержащийся в следственных или судебных делах, не может быть безусловно отклонен как лишенный всякой достоверности, комиссия не может делать вывод об отсутствии препятствий для канонизации. Но такое решение, разумеется, не имеет окончательного характера, исключающего возможность канонизации пострадавшего клирика или мирянина в будущем. Если в ходе дальнейших исследований обнаружится явная недостоверность сведений, почерпнутых из следственных дел, воспрепятствовавших канонизации пострадавшего, вопрос о его прославлении может получить положительное решение.
Затруднения при канонизации, о которых я говорил, главным образом встречаются в связи с репрессиями 30-х годов, и в особенности 1937-1939 годов. Такой проблемы практически не возникает, если рассматриваются подвиги пострадавших от репрессий в годы гражданской войны, когда расправу над клириками чинили, не затрудняя себя приведением юридических оснований и не прибегая к фабрикации обвинительных материалов, а значит, и не принуждая арестованных давать показания на других лиц.
- Очень многих православных глубоко волнует вопрос о правомерности канонизации российского императора Николая II и членов его семьи: будет ли по нему выноситься отдельное определение Архиерейского Собора?
- В течение ряда лет комиссия внимательно исследовала материалы, имеющие отношение к жизни и мученической кончине царственных страдальцев, к государственной деятельности императора Николая II. В итоге комиссия пришла к выводу, что в самой по себе государственной и церковной деятельности последнего российского императора нет оснований для его канонизации, но что христианское терпение страданий после ареста и мученическая кончина царя и членов его семьи делают возможным их прославление в лике святых страстотерпцев, подобных святым князьям Борису и Глебу, Андрею Боголюбскому, Михаилу Тверскому, царевичу Димитрию.
На имя Святейшего Патриарха Алексия II, в Священный Синод и в Синодальную Комиссию по канонизации святых поступило множество обращений с одобрением относительно прославления царственных мучеников, под некоторыми письмами стоят подписи нескольких тысяч лиц. Среди авторов таких обращений есть и русские эмигранты, а также клирики и миряне братских Православных Церквей. Особую ценность представляют публикации и обращения в комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам.
Комиссия в своем подходе к этой теме стремится к тому, чтобы предстоящее прославление царственных мучеников было свободно от всякой политической и иной конъюнктурности. В связи с этим представляется необходимым особым образом подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает "канонизации" монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному... Священный Синод на своем заседании 19 июля с.г. включил в Повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора рассмотрение вопроса о канонизации царской семьи.
- Ваше Высокопреосвященство, а кроме новомучеников и исповедников Российских, будут ли на предстоящем Архиерейском Соборе прославлены другие почитаемые народом подвижники?
- К Архиерейскому Собору комиссия готовит также материалы для прославления и иных угодников Божиих XX века и более ранней эпохи, скончавшихся мирно, но своими молитвенными и аскетическими подвигами, самоотверженным архипастырским, пастырским или старческим служением явивших, как и мученики, пример свидетельства о Христе Спасителе. К числу таких подвижников относятся: митрополит Макарий (Невский, 1835-1926), протоиерей Алексий Мечев (1859-1923), иеросхимонах Алексий (Соловьев, 1846-1928), иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев, 1866-1949), 34 преподобномученика Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, 1697-1772), епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов, 1784-1819), архимандрит Макарий (Глухарев, 1792-1847), священник Алексий Бортсурманский (Гнеушев, 1762-1848), игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867).
- В заключение, Ваше Высокопреосвященство, просил бы посвятить читателей "Труда" в ближайшие планы и намерения Синодальной комиссии по канонизации святых.
- После проведения Юбилейного Архиерейского Собора и канонизации на нем сонма новомучеников и исповедников российских комиссия будет продолжать поименное изучение подвигов неизвестных новомучеников, а также и других почитаемых подвижников веры и благочестия.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников