ЗООПАРК НАЧИНАЛСЯ С "ОТЛОВА" МИНИСТРА

Утренняя дрема мигом слетела с рыбаков, уютно устроившихся с удочками на берегу речки Большой: из воды вдруг высунулись две огромные разинутые пасти. Что за чудовища, как заплыли в сибирскую реку? Опомнившись, рыбаки сообразили: да это же бегемоты из Большереченского зоопарка! Как выяснилось позже, ночью вода в Большой сильно поднялась и бегемоты - Мальвина с Кенигом - перебрались через ограждение и пустились изучать окрестности.

Проделав путь в три километра, очутились в дачном поселке, где, увидев людей, привычно разинули пасти, выпрашивая угощение. То-то было переполоху! На место происшествия прибыло больше десятка служителей зоопарка. Убежавших бегемотов вывели из реки на берег и в сопровождении конвоя, вооруженного метлами, палками и другими подручными средствами, торжественно препроводили домой. Беглецов вели по улице Советов, процессию сопровождали зеваки, большую часть которых составляли восторженные ребятишки. Бегемоты - спокойные животные, поэтому Мальвина и Кениг без приключений добрались до своего вольера.
Эта курьезная история произошла не столь давно. "Надо же! - удивятся многие читатели. - А мы и знать не знали, что такие забавные штуки случаются рядом с нами". Случаются, надо только внимательно смотреть по сторонам. А то все кажется, что живем скучно, что самое интересное происходит где-то в столицах да чужих краях. Хотя замечательное - под боком. Другой такой зоопарк, как наш Большереченский - чтоб не в большом городе томился среди камня и асфальта, а вольно раскинулся на природе, на 19 гектарах, в самой, как говорят, глубинке, - в России вряд ли сыщешь. В экономических кризисах выстоял и остался молодым - в июле 17-летие отметил.
НА ЛЕБЕДИНЫХ КРЫЛЬЯХ
Отцом-основателем зоопарка по праву можно считать Валерия Дмитриевича Соломатина, бывшего первого секретаря райкома партии. Ему сейчас 74 года, на пенсии. Родных мест не покинул, перед народом не стыдно - большереченцы время его правления вспоминают добром: в магазинах "все было", на работе давали зарплату, квартиры, поселок хорошел. Валерий Дмитриевич обрадовался, когда я пришла к нему поговорить о зоопарке. Это ж его любимое детище!
Началось все с лебедей. Местный житель принес в кружок юннатов Большереченской школы N 2, который вела учитель биологии Полина Андреевна Черненко, двух птиц. Лебеди отбились от стаи и погибали в замерзающем озере. Птиц приютили рядом с черепахами, рыбками, морскими свинками, и всю зиму Яшка и Гошка провели в теплом школьном складе. Потом в живом уголке появились пони, косули, лисы, кабанчики, барсук и даже медведь. Под звериное "общежитие" был отдан школьный гараж с зарешеченными "квартирами". На нем повесили вывеску "Зоопарк Дома пионеров". Первого директора, Владимира Гуселетова, говорят, переманили из Омска, где он работал кинологом. Кормили животных, ухаживали за ними юннаты, целыми днями буквально пропадая в зоопарке.
А однажды целой депутацией заявились к Соломатину (тогда еще председателю райисполкома) на прием: "Нашим питомцам тесно в школьном дворе. Надо строить настоящий зоопарк!" - "А почему бы и нет?" - подумал Соломатин. Приглядел место в парке у реки Большой, набросал план и отправился в Москву. Тогдашний министр культуры Мелентьев его едва на смех не поднял: в России всего 11 зоопарков, да и то в крупных городах. Не дело это - в селе подобное затевать: прогорим, не вытянем!
Вернулся Соломатин домой, собрал у себя директоров районных предприятий и совхозов: "Неужто детей обидим?" Поворчали хозяйственники, но взялись за дело. Одни вели строительство вольеров и павильонов, другие находили и покупали животных. В банке был открыт счет, на который добровольно перечисляли средства все - от пионеров до пенсионеров. Три года шла эта "народная стройка". Сам Соломатин объездил многие зоопарки - от Москвы до Варшавы, приобретая мохнатых и лохматых "земляков". И в 1986 году по численности видов и экземпляров животных зоопарк занимал уже 3-е место из 12 других российских!
А Соломатин предпринял новую атаку на министра Мелентьева - чтобы помог с финансированием. До сих пор не может без смеха вспоминать Валерий Дмитриевич, как вылавливал министра в коридорах Кремлевского Дворца съездов (шел очередной партийный форум), а тот от него прятался. Только сибиряк оказался настырнее - после двухнедельного преследования попал-таки на прием, рассказал о "самовольном" строительстве зоопарка и добился своего: в 1986 году Большереченскому зоопарку присвоили статус областного государственного, поставили на бюджет в областном управлении культуры. Это были золотые времена для зоопарка - до миллиона (!) посетителей со всей страны в год принимал. Да и бюджет района ощутимо пополнился.
ПРОЩАНИЕ С КОТИКАМИ
Однако в начале 90-х всю тяжесть переворотов и реформ не только люди, но и звери ощутили на своей шкуре: были ликвидированы передвижные филиалы, сократилось количество видов в "стационаре". С болью вспоминает Валерий Дмитриевич, как пришлось тогда усыплять морских котиков. А ведь любимцы публики начали уже размножаться, в неволе это редкость. Но требовали экзотические животные только дальневосточную морскую рыбу, а это стало очень накладно... Двух тигрят пришлось продать вьетнамскому зоопарку, медвежат купил Новосибирский цирк.
- В те времена я практически не выходил из зоопарка, - вспоминает Соломатин. - Рано утром наведывался, обходил все клетки, здоровался с животными, каждого из которых знал по имени. Куда только не ездил - денег просил, письма рассылал, не мог видеть, как страдают от недоедания безвинные животные. Помню, хорошо помогла одна тюменская нефтяная компания, до сих пор ей благодарен.
Тем не менее выстоял зоопарк, сегодня принимает 200 тысяч посетителей в год. В областном бюджете ежегодно закладывается на него 2,5 млн. рублей. Начальник облкомитета по культуре В.В. Шалак, сам большереченский, старается помочь. Нынче в зоопарке содержится почти 900 экземпляров зверей и птиц 160 видов и подвидов, из них 38 видов занесено в Красную книгу. Множество экзотической живности: зубры, гималайский медведь, красный волк, ягуар, ламы, павлин, венценосные журавли. Кое-кого из красавцев, кстати, этим летом могут увидеть омичи - передвижной филиал возродился, гостит в городе, в парке 30-летия ВЛКСМ.
В штате зоопарка - более ста сотрудников. На 140 га земли с помощью собственной техники выращивают корма. Вот спонсоров, жаль, нет. Иногда помогает продуктами областная продовольственная корпорация, а еды всем этим мохнатым, зубастым, рогатым "ребятишкам" требуется ежедневно тонны.
Поэтому, естественно, порой Соломатину достается не только похвала. Знает, что за глаза его иногда корят: заварил, мол, кашу, пользуясь прежней властью, а мы теперь расхлебывай. Злые языки сердятся: людям, дескать, есть нечего, а обезьянам яблоки скармливают. Но что интересно: те же ворчуны гостей своих первым делом всегда ведут в зоопарк, хвастаются: "Где вы еще такое чудо видали!"
КАК ТИМОФЕЙ ТИМОФЕЕВНОЙ СТАЛ
В самом деле, возле каждого вольера можно застыть надолго, удивляясь повадкам питомцев, про каждого выслушать забавную историю. Вот, к примеру, макака Пашка. Тот еще хитрец. Как-то заметили рабочие: Пашка по клетке бродит шатаясь. Озаботились: не захворал ли? Но тот, послонявшись, мирно улегся в своем домике спать. Наутро нетерпеливо прыгал у решетки и словно бы высматривал кого-то. И ведь дождался! Пришел мужичок с бутылкой-"огнетушителем". Сделал глоток - передал через железные прутья макаке. Тот хлебнул - вернул приятелю. Беседовали о чем-то - каждый на своем языке, но, видимо, понимая друг друга. И были взаимно признательны: мужик - за то, что нашел благодарного собеседника, Пашка - за предоставленную возможность опохмелиться. Видно, не раз вот так встречались. Правда, с этим грехом Пашка прочно завязал два года назад.
Как Тимка оказался Тимофеевной - тоже отдельная история. Сдал в зоопарк охотник гуся-подранка. Зовите, говорит, Тимофеем - в мою честь. Весной выпустили гуся вместе с собратьями в открытый водоем. А к стае этой прибился дикий гусак. Недельку покрутился и отбыл. Зато наш Тимка вскоре... снес яйца и вывел гусят. Посмеявшись, перекрестили его в Тимофеевну.
Жизнь есть жизнь. Несчастья, увы, порой не обходят стороной и обитателей зоопарка. Три месяца назад с омской станции юннатов привезли корсака - степную лисицу по кличке Селеста. Поскольку кормили ее "живым мясом", в дорогу бросили в клетку на обед белую крысу. Удивлению служителей большереченского зоопарка не было предела: хищница крысу не тронула. Мало того, они подружились - вместе ели, играли, даже спали в объятиях. Крыса любила сидеть у Селесты на спине, зарываться носом в шерсть. Но вот беда - совсем недавно крысу съели соседи, сиамские кошки. Каким-то образом грызун нашел в ограждении отверстие и вышел погулять... Теперь Селеста одна...
Зато у белой крысы Соньки жизнь - удовольствие. Ее опекает 13-летняя Марина - поит, кормит, балует, на руках носит. А еще Марина ведет записи, изучает повадки животного - она ведь настоящая юннатка. Такая же, какой когда-то была ее мама, Галина Павлова, одна из тех первых настойчивых ребят. Доброе дело продолжается. Не зря все-таки Соломатин в свое время министра "отловил".